Фальшивое положение

Apr 08, 2013 16:23

...деланные шутки человека, чувствующего себя в тюрьме...
...улыбка презрения, часто скрывающая угрызения совести...
А.И.Герцен
...
"Грустным, но  поучительным примером может служить для русских писателей история литературной деятельности барона Брамбеуса: иметь столько дарований - и растратить их совершенно понапрасну, без всякой пользы для литературы, между тем как даже наименее даровитые писатели часто приносили у нас некоторую пользу, заслужили себе право на некоторую признательность, - это грустно; иметь столько силы - и не оказать решительно никакого влияния, между тем как писатели с самым незначительным запасом сил имели у нас свою долю влияния, утвердили за собой место в истории литературы, - это грустно, это покажется почти невероятно людям, которые не будут уже, подобно нашему поколению, очевидцами явления столь ненатурального.
...Потому и история литературы, если мало будет говорить о его заслугах, то мало скажет и в осуждение ему. Она только пожалеет, как жалеем и мы, что этот человек растратил свои дарования отчасти на предприятия, несвойственные его таланту и знаниям, - например, на поверхностные гипотезы в науках, чуждых его специальности, на усилия приобресть славу романиста и быть законодателем в области изящной словесности, при недостатке эстетического вкуса, отчасти на мелочи, которыми также надеялся он приобрести славу... Всю эту напрасную растрату сил надобно приписать тому, что он, вследствие ли своей натуры или вследствие своего фальшивого положения в нашей литературе, не имел в своей деятельности ни одной из тех возвышенных целей, без стремления к которым нельзя писателю достигнуть истинной славы".
Н.Г.Чернышевский. Очерки гоголевского периода русской литературы.

Но я умираю правильно, по форме, на законном основании.
Барон Брамбеус

Последние слова никак не умещались в моем сознании. Сенковский, одинокий и разочарованный, мог в сердцах такое ляпнуть, но барон Брамбеус... Никогда! Жил он без особых правил, от формы отказался, законные основания имело только постоянное бегство из той тюрьмы, в которую его никто не сажал, и мы не обнаружим даже рамок или границ какого-либо жанра, чтобы понять, по законам какого жанра, собственно, оценивать его выходки, потому и уход его мы узаконить не соглашались и не согласны... Однако еще поживем.
...

Сенковский О., Герцен, Чернышевский, Из бесед с бароном Брамбеусом

Previous post Next post
Up