Я смотрю на Исеть в центре города и вспоминаю знаменитый, еще черно-белый, фильм
Жана Виго «Аталанта», названный так в честь старой тихоходной баржи, небольшой экипаж которой - всего-то три матроса и хозяин, он же капитан - ходил по средней Сене.
Я вспоминаю быт на барже, портовые краны и постройки в прибрежных городках и туманные пейзажи по обоим берегам, а параллельно - проплывающие мимо нас берега сегодняшней Исети: современные, с претензией на шик, районы с вызывающе-нелепыми названиями («Финский залив», «Адмиральский») - и донельзя захламленные всякой всячиной берега обмелевшей, без слез не глянешь, Исети...
1.
2.
3.
4.
5.
5.
6.
7.
8.
Главное, при всём своём блеске все эти "стекляшки" ничуть не лучше, чем горы битых бутылок прямо у них под окнами, машины здесь всё равно стоят на уезженных газонах, а собачки испражняются там, где люди могли бы купаться...
9.
10.
11.
Так что все это брехня, ребята, что нам говорят взрослые - гадить можно везде, даже под себя, как в детстве. Приедут таджики - приберут...
Поэтому сегодняшний Екатеринбург и напоминает мне нувориша, которому, при всем его показном богатстве, все равно не хватает аристократизма. Он как зачуханный провинциал, который, обзаведясь наконец одеждой от Версаче, носит ее прямо с бирками на ниточках...
12.
13.
14.
А еще я вспоминаю кадры из фильма
Йориса Ивенса «Сена, встретившая Париж» - они тоже звучат во мне как камертон…
В фильме, таким образом, будет возможно всё: на экране, например, будет Исеть - а за кадром, контрапунктом, будут звучать стихи Жака Превера на французском (помните, как мы крутили когда-то ручки настройки у своих радиоприемников и, сквозь всяческие помехи в эфире, искали «Голос Америки» или станцию «Свобода»)…
А еще я позову на съемки своего сына-виолончелиста, а он позовет своих друзей из «Чайника», и они, как настоящие уличные музыканты, сыграют нам на одной из расписанных граффити набережных Пуленка или Хиндемита…
15.
16.
17.
18.
19.
В памяти всплывают стихи Жака Превера, по аналогии с которыми мы и назвали наш еще несуществующий фильм - «Сена, встретившая Париж»:
«Кто она - вечная спутница города,
без конца исчезающая из глаз и возникающая тотчас?
«Это Сена! - восклицает ребенок, опытный отгадчик загадок.
И радостно добавляет:
- Если город называется Парижем, то река называется Сеной…»
20.
21.
22.
Ну, а если река называется Исетью? То город - правильно - Екатеринбургом.
Но мы, к сожалению, плывем не на барже - мы плывем на моторке, а ведь когда-то и Исеть была судоходной, у нее была своя система шлюзов, и по ней в навигацию ходили тяжело груженые всяким добром заводские барки.
Грустно, конечно, но сегодня можно проехаться по городу на праздничном трамвае, прокатиться с шампанским на уродливо-длиннющем, как гусеница, лимузине, потешить себя поездкой в старинной, с золотыми вензелями, карете, можно даже проехаться верхом на лошади - красиво жить не запретишь! - но вот проплыть сегодня по Исети хотя бы на легком прогулочном катере никто из нас уже не сможет.
Впрочем, я несправедлив. На Верх-Исетском пруду есть даже свой яхт-клуб, - но он, как вы понимаете, для «избранных», а для остальных здесь всегда не сезон…
23.
24.
25.
26.
27.
Есть, в конце концов, даже лодочная станция за «Макаровским» мостом, где лодок полно, а желающих, даже в такой погожий день, что-то не наблюдается…
28.
29.
30.
Да, Исеть - не Нева (и не Москва-река, и не Кама в Перми), но во время одной из своих последних прогулок по ней в сторону нового моста на Бебеля (вот уж где можно только повеситься под одним из его пролетов!) мне вдруг подумалось, что самый красивый путь с ВИЗа до Химмаша - летом, конечно - это по Исети, и будь это где-нибудь в маленькой Голландии с ее многочисленными каналами - так бы оно и было...
31.
32.
33.
34.
35.
Расскажем мы также и о том, что в Исеть в черте города впадало, как говорят, сразу несколько небольших речек, причем, Мельковка, например, была настолько глубока, что в ней, по словам старых горожан, тонули забредавшие на водопой коровы, а вода в них была такая чистая, что хозяйки приходили полоскать в них белье...
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Теперь, замурованные в коллекторы, они впадают в Исеть возле стадиона «Динамо» (хотя от Мельковки сегодня осталась уже лишь дыра совсем пересохшего коллектора), а в бедный приток рядом с УрГУПС кто-то из умных просто откровенно сливает кипяток), за мостом на Малышева и в других местах, но если в районе «плотинки» набережные еще ничего, то в других местах, причем, в самом центре города (за «Макаровским» мостом - вверх по течению, и за мостом на Малышева - вниз) Исеть представляет из себя жалкое зрелище...
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Бедные горожане, которые гуляют по этим загаженным берегам, бедные рыбаки, которые ловят в этой мути своих несъедобных пескарей...
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Впрочем, какие у нас горожане - такие у них и места отдыха, потому что там же - неухоженная и какая-то убогая в своей нищете стена, посвященная «Битлз», там же - уложенный прямо в грунт цементный монумент компьютерной «клаве», и всё бы ничего, если бы всё это было хоть раз доведено до своего эстетического конца...
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
Так почему мы так нерачительны, так нерадивы к своей Исети? Почему Исеть у нас - это сплошные задворки с помойными кучами, а не лицо, пусть и в оспинах цивилизации, нашего города? Не говоря уже о выставленных, словно на показ, «кишках» городских коммуникаций, которыми увешаны практически все наши мосты...
А ведь именно по «Макаровскому» мосту, когда во время ВОВ почти все автомобили города были отправлены в действующую армию, одни трамваи развозили по госпиталям раненых, а другие - снабжали голодающий город хлебом…
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Можно сколько угодно носиться с этими стеклянными призмами на улице Ельцина и «Высоцким», но в каком городе мира вы еще найдете «чайна-таун» (в нашем случае, «киргиз-таун»), который бы расположился в его историческом центре?
Старые дома на берегу, а в них - воняющие на всю округу гастарбайтерские общаги. А в них не только приехавшие к нам горемыки - в них их жены, детишки… Я ничего против них не имею - пусть их! - но когда прямо на глазах стоят дощатые сортиры с выгребными ямами (которые еще не известно, кто чистит), мне становится как-то не по себе...
А напротив - помпезный ансамбль постпредства президента России на Урале, а на другом берегу - шикарные, с иголочки, дома новых русских. И что, им приятно смотреть на все это? Уверяю вас - приятно, потому что здесь у них только бизнес, здесь они только наездами, а настоящее жилье у них давно уже в Европе, откуда уже совсем не видно ни этого убожества, ни этого сиротства…
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
А между домами - банки, банки, банки… Господи, в какой стране мы живем, если даже под мостом на Куйбышева такая жуткая тоска?
84.
85.
86.
87.
88.
А спрятанные теперь за забором трубы одного из старейших на Урале пивзаводов - ныне «Пепси»? Сваренное здесь пиво славилось далеко за пределами Екатеринбурга, потому что работали здесь не наши сегодняшние мерчендайзеры и менеджеры, а самые настоящие пивовары из Чехии. Правда, и бутылок они по пьяной лавочке не били - так, попьют на берегу пивка и разойдутся…
89.
90.
91.
А такой же запущенный мост на Декабристов, где проложенная прямо по дну труба служит еще одним подтверждением нашей «чистоплотности»?
92.
93.
94.
95.
96.
Мы расскажем также и о Патрушихе, которая последней пропадает в водах Нижне-Исетского пруда, и о печально известном пожилым свердловчанам "горбатом мостике" - это именно с него, опять же во время ВОВ, первые в Свердловске троллейбусы улетали зимой под откос, а сотни рабочих опаздывали из-за этого на смену. А это ведь не сегодня опоздать на работу - это во время войны и на важнейший оборонный завод…
97.
98.
99.
100.
101.
И, пожалуй, последнее на сегодня. Есть мысль начать свой рассказ с плотины на Химмаше, где Исеть вырывается, наконец, из цепких объятий города и устремляется к последнему в его черте мосту. Здесь, впрочем, тоже процветает бесплатная автомойка, и при желании можно открыть торговлю подержанной резиной. Жаль, что фотографии не могут передать всю эту великолепную вонь. И все же это уже не мешает Исети сбежать из этого города куда глаза глядят…
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
А закончить его там, где он, по идее, должен бы начаться - на Визовском пруду, где она только еще встречается с Екатеринбургом, хотя сразу же попадает в лапы, с одной стороны, ВИЗа, а с другой - наступающего на ее правый берег новодела. Дальнейшее - без комментариев, да и погода, под стать настроению, дрянь…
113.
114.
115.
Исети, бедолаге, словно еще только предстоит столкнуться со всей этой мерзостью, с которой к ней относится этот «каменный гигант». Мы-то с вами всё это уже увидели, а вот каково будет ей?
Нет, мы не хотим никого ни стыдить, ни увещевать - упаси, боже! - мы хотим лишь, чтобы и у вас защемило сердце, когда вы просто представите, что и как мы хотели бы снять. Так что до свидания, Исеть. До встречи…
116.
117.
118.
119.
120.
Может быть, когда-нибудь ты, Исеть, и очистишься от всей этой скверны, если, конечно, тебя, как твои притоки, тоже не закатают под асфальт и не превратят, на радость временщикам, в городскую канализацию...
А старенькая баржа «Аталанта» все плывет по Сене, портовые краны в городках сменяются туманными пейзажами, и кажется, что так здесь будет всегда.
Там - пожалуй, но только не у нас, таких привередливых и ничего, по сути, не умеющих, думающих только лишь о том, как бы побыстрее отсюда свалить - как будто нас кто-то и где-то там ждет и как будто мы, засранцы, кому-то там нужны…
ПРИМЕЧАНИЕ №1:
Наш фильм можно было бы назвать и так - «ИСЕТЬ, ВСТРЕТИВШАЯ НА СВОЮ ГОЛОВУ ЕКАТЕРИНБУРГ», и если у кого-то есть (или возникнут) какие-то соображения на этот счет, "Академия барона Брамбеуса" готова рассмотреть их.
По берегам Исети с фотоаппаратами прошлись Р.Бикбов и С.Ильин.
ПРИМЕЧАНИЕ №2:
-
"Осень в Екатеринбурге",
-
"Праздник, который всегда с тобой",
-
"Монтаж аттракционов", часть 1.
Автор и режиссер
С.Ильин, друг и вдохновитель Р.Бикбов