Лион. Чёрная мадонна и Бакунин

Sep 19, 2012 11:12

Лион. Пытаюсь вспомнить своё настроение, когда мы въезжаем в Лион... Ровное... Оно отражено в фотографиях. Некий отчёт, который выдаёт настроение.
Что было в памяти? Лионские ткачи, непонятная суета Бакунина во время лионских событий... Когда я вернусь домой, я постараюсь восполнить этот пробел, но найденная информация не вдохновит... Мне нужно было признать, что я был пуст и бессодержателен, такими глазами и увидел город, который абсолютно в этой "пустоте" не виноват, город красив... А вот бегство Бакунина из Лиона показалось мне крайне интересным, но навязывать это последнее приключение престарелого революционера своему репортажу - совершенно бессмысленно...
Одна случайная находка, заставила призадуматься. Это - вторая встреча с чёрной мадонной во Франции... но одна была из Италии, другая - из Польши... Я начинаю подозревать, что эти встречи неслучайны...

...

Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер - церковь на вершине холма Фурвьер, возвышающегося над Лионом, рядом с металлической башней Фурвьер. Верхний храм освящён в честь Девы Марии; находящаяся под ним крипта освящена в честь святого Иосифа. Построена в сочетании неовизантийского и неоготического стилей по проекту архитектора Пьера Боссана (fr) в конце XIX века.
Возведена на частные пожертвования в 1872-1884 годах (некоторые источники относят окончание строительства к 1876 или 1896 году). Первый камень заложен 7 декабря 1872 года, первая месса отслужена 1 мая 1890, освящение всего храма состоялось 16 июня 1896, статус базилики присвоен 16 марта 1897.
Рядом с базиликой находится башня-капелла, оставшаяся от средневековой церкви, разрушенной гугенотами в XVI веке. На её вершине в XIX веке установлена позолоченная статуя Девы Марии.
Альбом: Лион, Франция

Альбом: Лион, Франция«Hic verbum Caro factum est" - "Здесь Слово стало плотью"
Мадонна из Лорето, Италия.
Фигура Девы Марии с Младенцем выполнена Л. Челари по рисунку Э. Кваттрини в 1922 г. из ливанского кедра, который рос когда-то в садах Ватикана. Это лишь копия Мадонны XIV в., погибшей во время пожара 1921 г. Говорят, что по ошибке Челари сделал лица слишком темными, первоначальный вариант был значительно светлее. Известно, что первоначально Мадонна была в так называемых «далматинских» одеждах.
Папа Пий XI освятил изображение в 1922 г. в Ватикане, а папа Иоанн XXIII в 1962 г. - в Лорето.
Фотографию оригинала ли я нашёл, не уверен, но
Madonna di Loreto anni '20 (don Francesco Novara)


...

Альбом: Лион, ФранцияКонечно, поленился переводить.
Альбом: Лион, ФранцияЯков Кротов весьма ироничен, но без его версии история не так интересна:
"Американская исследовательница Моника Шеер выявила три причины, вызвавших к жизни "чёрных мадонн".
С точки зрения "простонародья", чёрный цвет свидетельствовал о древности предмета - а ещё точнее, о том, что образ - неважно, статуя или портрет - создан непосредственно евангелистом Лукой.
С точки зрения теологов, чёрный цвет в буквальном смысле напоминал о еврейском, восточном происхождении Богородицы, а в духовном отсылал к Песни Песней: "nigra sum sed formosa", "я черна, но прекрасна" (в синодальном переводе: "я смугла, ибо солнце опалило меня"). Мария при этом оказывается символом Церкви, которая состоит из греховных людей ("черных" мыслями и делами), но которые всё же возлюбленны и избранны Богом. Таким образом традиционный негативный смысл чёрного цвета оказывался вывернут.
С точки зрения миссионеров, чёрный цвет не просто свидетельствовал о древности статуй, но свидетельствовал о древности статуй, опровергая протестантские нападки на культ статуй как нововведение. Именно последнее соображение оказалось, видимо, решающим в XVII веке при распространении "Чёрных Мадонн" всюду, где боролись с "люторской ересью". Впрочем, в Лорето статую сделали чёрной в 1531 году, когда ещё борьба с Лютером такого накала не достигла - видимо, просто для того, чтобы фальсификация "Дома Богородицы" выглядела убедительнее. Вот, мол, древний дом и древняя статуя (хотя легенда не утверждала, что статуя тоже из Назарета)".
Альбом: Лион, Франция

Альбом: Лион, ФранцияЛоретской церкви в Праге я не видел, я и в голову тогда не брал... а в Варшаве не нашёл по интернету, но в Польшу пришёл другим путём.
Ченстоховская икона Божией Матери -
чудотворная икона Богородицы, написанная, по преданию, евангелистом Лукой (подобное предание существует и о Владимирской иконе, и о ряде других). Одна из самых известных и почитаемых святынь Польши и центральной Европы. Из-за тёмного оттенка лика также известна как «Чёрная Мадонна». Местом расположения и центром почитания иконы является Ясная Гора (польск. Jasna Góra) в польском городе Ченстохова - обитель паулинов и крупнейший религиозный центр страны...
Икона почитается как католиками, так и православными. В Польше икона считается главной святыней страны. Праздник иконы отмечается католиками 26 августа, православными 6 марта по юлианскому календарю (19 марта по григорианскому).
В Польше традиционно проводятся масштабные паломничества к иконе, особенно приуроченные к празднику Успения Богородицы (15 августа), в которых принимают участие католики многих стран. Верующие польские крестьяне, по старой традиции, дают паломникам к Ченстоховской иконе бесплатный приют.
Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим для поклонения святым местам, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. По мнению искусствоведов, икона создана в Византии в IX-XI веках.
Достоверно история иконы прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевёз икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. После завоевания Польшей западно-русских земель, включая Галицко-Волынское княжество, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. Икона с этого времени получает своё нынешнее название.
В начале XV века монастырь подвергся нападению гуситов и был разграблен, однако чудотворный образ чудом был спасён. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов.
В 1655 году Ясную Гору осадили шведы, захватившие к тому моменту почти всю Польшу. Героическая оборона монастыря, которая, несмотря на большое превосходство врагов в численности, заставила шведов снять осаду, и спасение святыни вызвали большой патриотический подъём в стране, который привёл к изгнанию шведов из Польши. Эти события красочно описаны на страницах романа Генрика Сенкевича «Потоп». 1 апреля 1656 года король Ян Казимир провозгласил во Львове Божию Матерь Ченстоховскую покровительницей Польши.
В 1813 году монастырь был взят русскими войсками в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешёл на хранение в Государственный музей истории религии.
В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь.
В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный День молодёжи, в котором принял участие папа римский Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса.
Источники:
- Википедия. Ченстоховская икона Божией Матери.
- Борис Аракчеев: «Я не буду чинить препятствия возвращению иконы». "Возвращение святынь Церкви / 20.03.2010 - Начался процесс возвращения Русской Православной Церкви Ченстоховской иконы Божией Матери".
Меня всегда удивляет отсутствие автора у таких заметок. Список (списать) иконы - это копия с определённой почитаемой иконы. Это почти принципиальное и очень интересное отличие почитаемого предмета и произведения искусства, в упомянутой статье ни разу не сказано, что речь идёт о списке иконы. "Так как икона считается явлением Божественной истины, а иконописец при создании образа играет роль лишь посредника - проводника этой истины, то «прототип» и «копия» абсолютно равнозначны, список имеет то же именование, что и оригинальная икона и обладает всеми её свойствами. Вопроса подлинности для иконы не существует, каждая каноническая икона подлинна, так как указывает на Божественный первообраз. Этим может объясняться, к примеру, огромное количество разнотипных икон, относимых преданием к одному источнику, - действительно, каждый список может считаться в какой-то мере подлинником".
А пройдя по ссылке, вы увидите, если отвлечётесь от богословских сомнений, что разница весьма существенная.


Альбом: Лион, Франция

Альбом: Лион, ФранцияНо будучи во Франции, отвлекаться на Польшу? Но самые интересные страницы из жизни Бакунина связаны именно с Польшей. И крайне интересна история взаимоотношений Франции и Польши. На помощь Франции возлагали надежды польские патриоты, мечтая о свободной от Российского жандарма Польше... Но ни в Россию, ни в Польшу Бакунин не вернётся... В Италии слишком мощными были фигуры патриотов, чтобы уставший Бакунин мог найти себя среди них...

Михаил Шишкин рассказывает о том, как осенью 1873 года Бакунина увидел Павел Васильевич Анненков. Тот пишет затем И.С.Тургеневу об этой встрече: «Громадная масса жира, с головой пьяного Юпитера, растрепанной, точно она ночь в русском кабаке провела, - вот что мне предстало в Берне под именем Бакунина. Это грандиозно и жалко, как вид колоссального здания после пожара. Но когда эта руина заговорила, и преимущественно о России и что с ней будет, то опять появился старый добрейший фантаст, оратор-романтик, милейший и увлекательнейший сомнамбул, ничего не знающий и только показывающий, как он умеет ходить по перекладинам, крышам и карнизам». http://www.nashagazeta.ch/news/12603
...
За три года до описываемых событий:
Маркс - Эдуарду Спенсеру Бизли в Лондоне (Изд.2, т.33, сс.135-136)
[Лондон], 19 октября 1870 г.
... Что касается Лиона, то я получил письма, которые не подлежат опубликованию(151). Сначала все шло прекрасно. Под давлением секции Интернационала республика была провозглашена раньше, чем в Париже. Тотчас же было установлено революционное правительство - Коммуна, состоявшая частью из рабочих, принадлежавших к Интернационалу, частью из буржуазных радикальных республиканцев. Octrois*** были немедленно уничтожены - и вполне правильно. Бонапартистским и клерикальным интриганам внушили страх. Были приняты энергичные меры к вооружению всего народа. Буржуазия, если по существу и не сочувствовала новому порядку вещей, то, по крайней мере, стала ему спокойно подчиняться. Лионское выступление немедленно нашло отклик в Марселе и Тулузе, где имеются сильные
секции Интернационала.
Но ослы - Бакунин и Клюзере - приехали в Лион и испортили все дело. Так как оба они принадлежат к Интернационалу, то у них, к несчастью, оказалось достаточно влияния, чтобы сбить с толку наших друзей. Ратуша была захвачена - на короткое время, - и изданы были самые нелепые декреты об уничтожении государства и тому подобной чепухе. Одного того, что русский, которого буржуазные газеты изобразили агентом Бисмарка, претендует на звание лидера комитета спасения Франции, было, как Вы понимаете, достаточно, чтобы перетянуть чашу весов общественного мнения. Что касается Клюзере, то он вел себя как дурак и трус. Потерпев провал, оба покинули Лион.
В Руане, как и в большинстве других промышленных городов Франции, секции Интернационала, следуя примеру Лиона, настояли на официальном допущении рабочих в «комитеты обороны».
Должен Вам, однако, сказать, что по всем сведениям, которые я получаю из Франции, буржуазия в целом предпочитает прусское завоевание победе республики с социалистическими тенденциями.
Искренне преданный Вам Карл Маркс".

“ …Сам еврей, он имеет вокруг себя, как в Лондоне, так и во Франции, но особенно в Германии, целую кучу жидков, более или менее интеллигентных, интригующих, подвижных и спекулянтов, как все евреи, повсюду, торговых или банковских агентов, беллетристов, политиканов, газетных корреспондентов всех направлений и оттенков, одним словом литературных маклеров и, вместе с тем, биржевых маклеров, стоящих одной ногой в банковском мире, другой - в социалистическом движении и усевшихся на немецкой ежедневной прессе - они захватили в свои руки все газеты, - и вы можете себе представить, какая из всего этого получается мерзкая литература. Так вот, весь этот еврейский мир, образующий эксплуататорскую секту, народ-кровопийцу, тощего прожорливого паразита, тесно и дружно организованного не только поверх всех государственных границ, но и поверх всех различий в политических учреждениях, - этот еврейский мир ныне большей частью служит, с одной стороны, Марксу, с другой - Ротшильду. Я убеждён, что, с одной стороны, Ротшильды ценят заслуги Маркса, а с другой - Маркс чувствует инстинктивное влечение и глубокое уважение к Ротшильдам. - М.А. Бакунин "Мои отношения с Марксом".

Нас интересовало не это. Дискуссия была закончена. Маркс вряд ли это читал. А "психологический" портрет Маркса, всё объяснявший еврейским происхождением, - признак потухших фантазии и ума. Что-то тлело... едкий запах дыма. "Конструктивная" критика воззрений Маркса у Бакунина не получалась никогда. У него были некие принципы, но фундаментом системы они не стали и стать не могли в силу их абстрактности, потому не был разработан и понятийный аппарат, потому и не могло быть "позиции", с которой он мог бы критиковать Маркса, не было и инструмента для критики, для деконструкции понятийного аппарата оппонента... Эти записки обрываются перед событиями в Лионе... головокружительный изнурительный побег... пересказ Шишкиным рассказа Анненкова...
Некоторый свет на лионские события проливают фрагменты из книги секретаря коммунистической партии Франции Жака Дюкло "Бакунин и Маркс. Тень и свет". (пер. сфр. В.Н.Николаева) - М., 1975. - 462 с.
Рассказывая о "взаимоотношениях" Маркса и Бакунина, Дюкло пытается понять, что же произошло в 1968 году, начиная с истории флага революции:
Черное знамя впервые появилось на улицах Лиона в 1831 году, восстали ткачи... черный цвет - цвет траура по несбывшимся надеждам...

Польский вопрос, Маркс, Бакунин М., Франция, Чёрная мадонна, Польша, Италия

Previous post Next post
Up