Удивительная история песни "Солнечный круг"

Apr 20, 2012 19:17

Удивительная, светлая и грустая история о детской песне, о том, как она "завоёвывает" мир, о том, какое неожиданное содержание порой она могла приобретать.
Казалось бы, можно было ограничиться ссылкой на передачу. Но я хочу, как только появится время, попробовать пройти по тому маршруту, который предложили авторы передачи.
Итак, "Солнечный круг" в програме АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ.

image Click to view



1928 год... Мальчик Костя сочиняет первые фразы песни...
В 1928 году детский психолог Ксения Спасская в журнале «Родной язык и литература в трудовой школе» пишет:
«Привожу стихи маленького четырехлетки, которому только что объяснили, что значит слово «всегда». Он долго бегал по дорожке, а потом подбежал к своей маме и сказал:
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Разве это не поразительное по своей простоте, глубине и силе утверждение жизни? И разве для него не найдены соответствующие слова?»

В том же году Корней Чуковский включает эти стихи в свой популярнейший сборник «От двух до пяти», посвящённый исследованию детской речи.

В 1961 году художник Николай Чарухин, под впечатлением от прочитанного в книге Чуковского рисует плакат «Пусть всегда будет солнце!»

В 1962 году поэт Лев Ошанин, увидев этот плакат на первомайской демонстрации, дописывает к стихотворению куплеты. Композитор Аркадий Островский пишет музыку. Певица Тамара Миансарова в том же году побеждает с ней на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки и в следующем году - на Международном фестивале песни в Сопоте.
1962 год...
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (ВФМС) - нерегулярный фестиваль левых молодёжных организаций, проводящийся с 1947 года. Организаторы - Всемирная федерация демократической молодёжи (ВФДМ) и Международный союз студентов (МСС).
Первый всемирный фестиваль молодёжи и студентов состоялся в 1947 году в Праге. В нём приняли участие 17 тысяч человек из 71 страны[1]. Затем последовали фестивали в столицах стран Восточной Европы: Будапеште (1949), Берлине (1951), Бухаресте (1953) и Варшаве (1955). Первые фестивали проводились с периодичностью раз в два года. В конце 40-х - начале 50-х годов наблюдался рост числа участников и число стран, которые они представляли. Численность участников к середине 50-х годов возросла до 30 тысяч. Они представляли уже более чем 100 стран.

Первоначальными задачами фестиваля были борьба за мир, за права молодёжи, за независимость народов, пропаганда интернационализма. Активное участие в фестивалях принимали коммунистические, социалистические и религиозные организации. На фестиваль приезжали представители широкого круга молодёжных организаций, выступающих против фашизма и военных диктатур. К участию допускались представители радикальных левых организаций, в том числе находящихся вне закона в своих странах. Особое внимание уделялась вопросу недопустимости возрождения фашизма и разжигания новой мировой войны.

Фестивали молодёжи и студентов предоставляли гражданам принимающей страны возможность живьём пообщаться с иностранцами и узнать, что на самом деле интересует молодёжь за рубежом. Это не всегда соответствовало задачам организаторов, а иногда - даже противоречило им. Например, после VI фестиваля 1957 года в СССР появились стиляги, фарцовщики и возникла мода давать детям иностранные имена.

VI всемирный фестиваль 1957 года, прошедший в Москве, стал самым массовым за всю историю фестивального движения. В нём участвовало 34 тысячи человек. Они представляли 131 страну мира[1], что в то время стало рекордом. На последующих фестивалях число участников было меньшим, однако рекорд по числу стран, которые были представлены на фестивале, был побит.

Фестивали проводились не только на территории соцстран и программа зачастую была настолько неформальной, что результат фестиваля был противоположен ожиданиям глав социалистических делегаций. В 1959 году VII фестиваль молодёжи и студентов впервые прошёл в капиталистической стране, в столице Австрии городе Вене. Затем фестиваль принимали Хельсинки (1962) и София (1968).

...
Надпись надежды... Рэндал Струп (Z. Randall Stroope)

image Click to view



дружба народов, музыка, интернационализм, СССР

Previous post Next post
Up