В основе представленного перечня фрагментов из разных оперных постановок - сборник "Современные постановки классических опер", составленный Маргаритой Вячеславовной Дворкиной в учебных целях. Здесь я постараюсь "продублировать" сборник, найти фрагменты на youtube и дать ссылки на постановки, если таковые выложены в интернете, от себя (неточности и ошибки, вольные замечания - на моей совести) иногда добавляю некоторые пояснения, которые предназначены не для специалистов или студентов, а для просто заинтересовавшихся темой людей.
...
I. Mozart "Don Giovanni" Salzburg Festival, 2006.
Дон Жуан, или Наказанный развратник (KV 527, итал. Don Giovanni ossia Il dissoluto punito) - «весёлая драма» (итал. dramma giocoso) в двух актах В. А. Моцарта на либретто Лоренцо да Понте. Премьера состоялась 29 октября 1787 года в Сословном театре в Праге.
В 2006 году, когда отмечалось 250-летие Моцарта, в рамках Зальцбургского фестиваля были представлены все его 22 оперы.
Режиссер-постановщик: Martin Kusej
Оркестр: Венский филармонический оркестр (Orchestra Wiener Philharmoniker)
Дирижер: Daniel Harding
Режиссер ТВ: Karina Fibich
Исполнители и действующие лица:
Thomas Hampson (Don Giovanni),
Ildebrando d´Arcangelo (Leporello),
Robert Lloyd (Commendatore)
Christine Schäfer (Donna Anna),
Melanie Diener (Donna Elvira),
Isabel Bayrakdarian (Zerlina),
Piotr Beczala (Don Ottavio),
Luca Pisaroni (Masetto).
1. Ария Лепорелло.
Click to view
2. "O statua gentilissima". 2 акт.
Click to view
3. Финал.
Click to view
...
II. Mozart "Don Giovanni" в постановке
Питера Селларса (Peter Sellars,
видеоподборка о режиссёре), постановка 1990 года,
диск выпущен в 2005 году.
События разворачиваются в Гарлеме. Весьма необычный и интересный подход. Я не нашёл выбранных Маргаритой Вячеславовной фрагментов (Увертюру, Арию Лепорелло, 2 сцену, дуэт Дон Жуана и Церлины и начало второго акта). Предлагаю познакомиться с другими сценами из фильма-оперы. В комментариях сталкивался только с самыми превосходными отзывами, действительно фильм завораживает и дилетантов, вроде меня. Статья на английском
Peter Sellars Presents A Dark `Don Giovanni' ...
Don Giovanni - Eugene Perry
Leporello - Herbert Perry
Donna Anna - Dominique Labelle
Donna Elvira - Lorraine Hunt
Don Ottavio - Carroll Freeman
Zerlina - Ai Lan Zhu
Masetto - Elmore James
Commendatore - James Patterson
Arnold-Schonberg-Chor
Wiener Symphoniker
Conductor - Craig Smith
1. Финал 1 акта.
Click to view
2. О-о! И страшный финал, наполненный нетривиальными завораживающими смыслами.
Click to view
...
III. Mozart "Don Giovanni". Фильм-опера Барбары Уиллис Свит (Barbara Willis Sweete), 2000.
дирижёр Richard Bradshaw, Canada Opera Company Orchestra.
Если Дон Жуан и Лепорелло могут раздваиваться (XX век не мог не внести раздвоение личности как таковой, фрейдовские Эрос и Танатос, можно иначе, у одного безудержное стремление к женщинам, за спиною которых опасность и смерть, другой успевает на выручку, переодевание со всевозможными путаницами, и грозная фигура Отца, только отца, обесчещенной женщины,.. а если предположить, что они, когда каждый играет другого, "меняются и душами?) в лице двух братьев Перри, то почему им не стать разными ипостасями в лице одного Хворостовского? "Лепорелло, слуга Дон Жуана, разоблачает своего хозяина".
У Барбары немало фильмов, в которых она выступала и как продюсер, и как режиссёр, но о ней самой на русском языке информации, кроме
фильмографии, фактически нет.
Сцена 1.
Click to view
...
IV. Duetto di Zerlina e Don Giovanni. "La ci darem la mano".
Концерт Дмитрия Хворостовского в Москве, 2003. Дуэт Церлины и Дон Жуана.
Почему бы теперь партию Церлины не исполнить двум певицам: Екатерине Сюриной и Марине Домашенко?
Дон Жуан - Дм.Хворостовский.
Дирижёр - К.Орбелян.
Click to view
...
V. Mozart "Le nozze di Figaro", "Свадьба Фигаро" - ещё одна постановка Питера Селларса (см. II), 1990 (1991).
Susanna - J.Ommerle
Cherubino - S.Larson
Contessa - J.West
Conduttor - C.Smith
Direttor - P.Sellars
В youtube не нашёл. Ссылка на фильм с подробным описанием:
Mozart - Le nozze di Figaro/ Женитьба Фигаро.1 atto. L'aria di Cherubino - 24:30-28:40
2 atto. L'aria di Cherubino... Scena di Sussana у Cotessa - 56:36 - 1:06:30
...
VI. В.Беллини "Норма", Московский театр "Новая опера", 2005
Норма - Т.Печникова
Дирижёр - Ф.Коробов
Режиссёры - Й.Виллер и С.Морабито.
На youtube не нашёл, только очень
некачественную нарезку фрагментов из постановки. Канал
"Новой оперы".
- Ария Нормы "Casta Diva" 31:18 - 49:25
...
VII. П.И.Чайковский "Евгений Онегин" Metropoliten opera, 2007
Metropolitan Opera, New York, "Live in hd" series
Conductor: Valery Gergiev
Metropolitan Opera Orchestra, Chorus & Ballet
Eugene Onegin: Dmitri Hvorostovsky
Tatiana: Renée Fleming
Lenski: Ramón Vargas
Olga: Elena Zaremba
Prince Gremin: Sergei Alexashkin
Madame Larina: Svetlana Volkova
Filippyevna (Tatiana's nurse): Larisa Shevchenko
A Captain: Keith Miller
Triquet: Jean-Paul Fouchécourt
Zaretski: Richard Bernstein
Dancers: Linda Gelinas, Sam Meredith
Действие второе. Картина вторая. Ранним морозным утром прибыл к месту дуэли Ленский. " Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит..." - с тоской и болью думает он о предстоящем поединке. Вместе с Ленским ожидает приезда Онегина секундант Зарецкий. Наконец Онегин является, все готово к дуэли, но недавние друзья медлят - оба понимают всю случайность, всю нелепость происходящего: "Не засмеяться ль нам, пока не обагрилася рука, не разойтись ли полюбовно?" Но нет! Секунданты разводят противников на свои места. Зарецкий дает знак сходиться. Онегин стреляет первым; Ленский падает. Бросившийся к нему Онегин с ужасом видит, что его друг мертв...
Eugene Onegin, Act II Scene 2.1 -
khlopovstan Click to view
Eugene Onegin, Act II Scene 2.2 - khlopovstan.
Click to view
Действие третье. Картина первая. Бал в одном из аристократических домов Петербурга...
Click to view
...
IX. П.И.Чайковский "Евгений Онегин", Большой театр России, 2006.
Найдёте
здесь. Вот рецензия, сопровождающая выложенную запись: "Несколько лет не утихают споры вокруг постановки Дмитрия Чернякова, который, обладая бесспорным талантом театрального художника, снискал еще и неоднозначную славу эпатажного режиссера. Одни признают этого "Онегина" едва ли не лучшей постановкой Большого, другие, коих немало, считают режиссерскую концепцию Чернякова надругательством над Чайковским, Пушкиным и русской культурой. Наилучшее впечатление оставил Андрей Дунаев, он спел классически, как и должно петь Ленского на русской сцене, невзирая на все режиссерские изыски, включая куплеты Трике, которые волей Чернякова были перепоручены Ленскому. По манере пения чем-то напоминает знаменитого тенора Козловского, концерты которого мне доводилось смотреть по ТВ. Заслуженные овации достались Анатолию Кочерге, проникновенно спевшему Гремина. Остальные солисты ничем особым не удивили. Надо заметить, этот спектакль, записанный во время гастролей в Париже в сентябре 2008 года, весьма точно отражает сегодняшнее состояние оперной труппы Большого".
Онегин - Мариуш Квечень.
Ленский - А.Дунаев
Дирижёр - А.Ведерников
Режиссёр - Д.Черняков (признаюсь, пока сомнительным кажется талант этого режиссёра)
Сцена дня рождения Татьяны и сцена дуэли 1:22:00 - 1:48:21.
Фрагменты из youtube (с канала "Культура", запись в Париже, 2008):
1. Ссора Ленского и Онегина.
Click to view
2. Ария Ленского перед дуэлью.
Click to view
3. Дуэль и смерть Ленского.
Click to view
...
Да, ну а с Верди миру повезло... с удовольствием слушаю и смотрю эти фрагменты.
О "Травиате" на belcanto.IX. Giuseppe Verdi "Traviata" Paris Opéra 2007
Violetta: Christine Schäfer
Alfredo:
Jonas KaufmannAnnina: Michèle Lagrange
Conduttore: Sylvain Cambreling
Direttore: Ch. Marthaler
Освежить в памяти содержание.1. Сцена застолья на все времена - "Brindisi"; акт 1.
La Traviata, Paris 2007, Christine Schäfer, Jonas Kaufmann -
leonorafl Click to view
2. Jonas Kaufmann: aria Alfredo, акт 2.
Jonas Kaufmann - La traviata Act 2 aria and cabaletta -
GrandTierBox Click to view
3. Финальная сцена 2 акта.
La Traviata - Finale 2nd act -
Gustavo Lanfranchi Click to view
4. Финал, 3 акт, но до конца не нашел. Можно посмотреть здесь - La Traviata-Kaufmann,Schäfer.2007 -
gman20101.
Christine Schafer & Jonas Kaufmann "Parigi o cara" La traviata -
Onegin65 Click to view
3rd act, Ah, gran Dio! Morir sì giovine... -
leonorafl Click to view
...
X. Jacques Offenbach "Les Contes d'Hoffmann", Жак Оффенбах "Сказки Гофмана".
(2 DVD-9)Женевский Гранд-театр / Grand Théâtre de Genève (2008)
Режиссёр-постановщик Оливье Пи / Olivier Py
Opéra fantastique en 5 actes (Version Fritz Oeser)
Libretto: Jules Barbier & Michel Carré
Hoffmann - Marc Laho
La Muse / Nicklausse - Stella Doufexis
Lindorf / Coppélius / Miracle / Dapertutto - Nicolas Cavallier
Andrès / Cochenille / Frantz / Pitichinaccio - Eric Huchet
Olympia - Patricia Petibon
Antonia - Rachel Harnisch
Giulietta - Maria Riccarda Wesseling
La Voix de la mère d’Antonia - Nadine Denize
Spalanzani - Francisco Vas
Schlemil - Bernard Deletré
Luther - René Schirrer
Crespel - Gilles Cachemaille
Nathanaël - Bisser Terziyski
Hermann - Romaric Braun
Stella - Delphine Beaulieu
Да, Гофман любил музыку Моцарта (но писал о Глюке)... Впрочем, рассказ мой будет вольным.
Гофман Оффенбаха в прологе - влюблён в Стеллу, которая поёт в "Дон Жуане" Моцарта (далеко можно не ходить и выбрать кого-нибудь из этого же списка, в первой постановке выбор среди массовки весьма велик). Письмо и ключ - некии символы... Одним словом, Гофман отправляется пить, хмель развязывает язык и он начинает грезить сказками о любви. В первом акте - магические очки, не позволившие распознать куклу. Во втором - губит талант: будешь петь - умрёшь, не будешь петь - всё равно умрёшь... со скуки. Антония - с лат. достойная похвалы, в Др.Риме есть несколько известных матрон, одна из бабушка Калигулы, в итоге или покончившая с собой, или отравленная своим выдающимся внуком, но, вижу, что это ложный след. Надеюсь, дочитавший до этого места, подскажет мне более подходящую версию. Похоже, нужно отправиться в Венецию, познакомится с Анджелой и загадочным композитором Б... из Ф...
Итак, в 3-м акте ещё не легче, Гофман влюбляется в куртизанку, которую, конечно, будут звать Джульеттой (предположим, что она выжила, когда погиб Ромео, отец, думая, что дочь осквернена, прогоняет её, она бежит в Венецию, где выбирает сомнительное ремесло). Она крадёт тень Гофмана для своего злодея (сутенера) Даппертутто (с ит. - везде, всюду, повсюду)... Одним словом, яд Джульетте всё же пришлось выпить.
Алкоголизм когда приводил к чему хорошему? Олимпия, Антония и Джульетта - эта гремучая смесь и есть Стелла! Но друг Никлаусс - это Муза. Гофман отрекается от Стеллы и покоряется Музе. Где его ищут? В таверне Нюрнберга. В этом городе начинал и фюрер, здесь судили его преступников, Гофман сошёл с ума, за Моцартом пришёл, пусть не Коммандор, но Чёрный человек, Оффенбах не смог закончить своей оперы... Одним словом, та же мораль, что и у Моцарта в "Дон Жуане", не идите на поводу у своих эротических и музыкальных фантазий, неизвестно, куда они могут завести.
1. Начало оперы в youtube не нашёл.
2. Ария куклы Олимпии в исполнении Патрисии Петибо (для этого видео было установлено ограничение по возрасту в соответствии с правилами youtube).
Click to view
2a. (здесь я самовольничаю, предлагая послушать Натали Дессей, этого фрагмента в сборнике нет)
Click to view
...
Литература в электронном виде:
Журавлёв В.В. Особенности режиссуры оперного фестивального спектакля: На примере Зальцбургского фестиваля рубежа XX и XXI веков. (дис. сокр.)
...
Пока составлялся сборник:
05.02.2012 в 18:45,
Людмила Яблокова. Королевская опера об откровенном развратнике....