Эмиграция. Бакунин. Часть 2.

Feb 02, 2012 19:07

Держу в руках по-своему уникальное издание. Сам себе удивляюсь, ибо читаю с большим интересом.




Обратите внимание - "Издательство Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев".

Один из инициаторов создания "Общества" небезызвестный польский дворянин Феликс Дзержинский.

Теодорович Иван Адольфович, редактор издательства с 1929 по 1935 год, - из ПОЛЬСКИХ ДВОРЯН... расстрелян в 1937 году. В инете есть автобиография: "Мать моя была горячей националисткой, обожала Мицкевича, и с ее слов я еще в раннем детстве знал наизусть почти всего "Пана Тадеуша", это евангелие польской националистической скорби. Я научился ненавидеть русский царизм, его чиновников и военщину, но все же из меня не вышло польского патриота. Причиной тому были следующие обстоятельства. Когда мне было лет 5 от роду, отец мой, крупный железнодорожный служащий, сошелся с другой женщиной и покинул семью в шесть человек детей (я был предпоследним). Мать моя, гордая полька, отказалась принимать какую бы то ни было помощь от отца, и наша семья очутилась в сетях крайней нищеты..."

Издание собрания сочинений и писем Бакунина осуществлялось под редакцией и с примечаниями одного из самых интересных исследователей наследия Бакунина Стеклова Юрия Михайловича, иначе - Овшия Моисе́евича Наха́мкиса, (здесь пояснения, я полагаю, не нужны) который будет репрессирован в 1938 году и умрёт в заключении в 1941 году.

Когда плеяда этих революционеров и исследователей была уничтожена, Бакунин надолго попал в ряды шовинистов, буржуазных националистов и антисемитов...
Такие дела...

Первоначальную информацию об Обществе почерпнул из книги - Борисёнок Ю.А. "Михаил Бакунин и "польская интрига": 1840-е годы". - М., 2001. - 304 с..
"Второй период советской историографии бакунизма (1936 - конец 50-х гг.) характеризуется практически полным отсутст­вием серьезных работ о Бакунине. Все проблемы его биогра­фии неизменно рассматривались сквозь призму сталинской оценки народничества «как злейшего врага марксизма и всего дела пролетариата». Крупномасштабное наступление на ос­татки народничества, начатое выступлением А.А.Жданова на заседании бюро Ленинградского обкома ВКП(б) 25 февраля 1935 г., повлекло за собой ликвидацию Общества бывших по­литкаторжан и ссыльно-поселенцев и прекращение издания в его издательстве двенадцатитомных сочинений Бакунина под редакцией Стеклова. Жданов особо подчеркнул мысль Стали­на о том, что «если мы на народовольцах будем воспитывать наших людей, то воспитаем террористов».
Террористический режим вскоре безжалостно расправил­ся с последними попытками уклониться от «единомыслия»; неудивительно, что жертвами репрессий стали многие исто­рики, занимавшиеся в предшествующие годы бакунинской тематикой, в том числе и Ю.М.Стеклов. На смену оживлен­ному творческому процессу пришли «единственно правиль­ные» и «марксистски выверенные» оценки, проявляющие удивительную живучесть и в наши дни. В исторической науке безраздельно господствовала концепция, грубовато сколочен­ная верным подручным Сталина Ем.Ярославским**** на базе по­верхностного восприятия им работ предшествующего десяти­летия. Исторический подход, опора на источники, поиск но­вых материалов - все это было заменено махровым догма­тизмом. Классический пример тому - книга Ярославского «Анархизм в России», где автор утверждал, что «Бакунин был буржуазным националистом, шовинистом в период револю­ций 1848 г., а антисемитом... он оставался всю свою жизнь».Положение не изменилось и после погрома «космополи­тов» и «низкопоклонников», свидетельство тому - опус В.Г.Березиной (1952 г.) (и тем не менее, следует почитать, к примеру, её статью "Цензор о цензуре", чтобы лучше понять позицию - Р.Б.), где подобные оценки распространя­лись и на отношения Бакунина и Белинского в 30-х годах. Можно говорить о практически полном прекращении иссле­дований о Бакунине; тема о его польских контактах была кра­мольной вдвойне. Она обойдена совершенным молчанием как в поверхностной работе Г.Г.Фруменкова, сумевшего в 1953 г. иссследовать русско-польские революционные связи за более чем 40 лет - с 20-х по 60-е гг. XIX в., так и в обобщающем труде по истории Польши, не говоря уже о специальных рабо­тах по польской истории". (14-15сс.)

... ****Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский (настоящие имя и фамилия Мине́й Изра́илевич Губельма́н; 19 февраля (3 марта) 1878 года, Чита, Забайкальская область, Российская империя - 4 декабря 1943, Москва) - революционер, деятель Коммунистической партии, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР.
Отметим, что каторга ему тоже была известна. Председатель «Союза воинствующих безбожников». К этому вопросу мы ещё вернёмся в связи с борьбой с исламом... Ещё хотел бы обратить внимание на то, что Ярославский "составлял списки запрещённых книг, в которые вошли произведения Платона, Канта, Вл. Соловьёва, Л. Толстого, Достоевского и др. Такие списки рассылались по библиотекам, где эти книги должны были быть переданы в спецхраны или уничтожены. Все свои действия Ярославский теоретически обосновывал, например: «Толстой в настоящее время, если брать его отрицательное отношение к государству, если взять его отрицательное отношение к классовой борьбе, его враждебность к науке, является выразителем идей и настроений социальных прослоек, не имеющих никакого будущего, политическое значение которых для сегодняшнего дня ничтожно». О Ярославском, о его работах собран материал здесь.
...
Интересный каталог составлен "Деятели революционного движения в России".
Есть статья в Википедии.
А также сайт, созданный иркутскими исследователями - Сибирь и ссылка : Siberia and the Exile.
На заметку Пичугина В.В. Польская интеллигенция в общественно-политической жизни Поволжья и Приуралья, XIX век.
...

Польский вопрос, Еврейский вопрос, Бакунин М., Эмиграция

Previous post Next post
Up