К "раутам" Кукольников

Apr 25, 2011 12:49


"Я не был никогда Геркулесом в искусстве, писал по чувству и любви и теперь люблю его искренно. Дело в том, что теперь и несколько времени тому назад, я уже не чувствую призвания и влечения писать. (...) Если бы неожиданно моя муза и пробудилась бы, я писал бы без текста на оркестр, от Русской же музыки, как от Русской зимы, отказываюсь. Драмы Русской не желаю, - довольно повозился с нею".

Из письма Глинки к Кукольнику.

Удивительное время, в него хочется возвращаться вновь и вновь. Вы догадываетесь, что одним из проводников туда был барон Брамбеус. Надо сказать, конечно, необычная тусовка. Свет относился к ней крайне настороженно, но какие имена! И одна из фигур - это Глинка.
В 1948 году Борис Асафьев получает Сталинскую премию первой степени - за книгу «Глинка». С большим интересом и удовольствием я прочитал её лет через пятьдесят. Каково же было моё удивление, когда открыв книгу, я наталкиваюсь на пространную цитату из рецензии Сенковского, "реакционера", писателя "запрещенного". Сам же Сенковский был весьма противоречив, сегодня ему могло нравиться творчество того или иного поэта или композитора, завтра он уже мог разочароваться в нём...
Чайковский дивился, как этому "баричу", "дилетанту" и просто "пустому и пошлому человеку", как Глинка, порой приходят в голову невероятные музыкальные откровения...
Асафьев создавал основы "истории (эстетики) советской музыки", музыки народной и для народа, в этом смысле фигура "барича" необычайна интересна, создавал в блокадном Ленинграде, поэтому его вклад в развитие советской музыкальной эстетики и был оценен столь высоко.

Глинка, Асафьев, Брамбеус, Чайковский, Кукольник

Previous post Next post
Up