Не совсем корректно, но, конечно, когда встаёт вопрос об автопробеге, прежде всего интересуются мнением «разведчиков»-велосипедистов, которые изучили дороги от Парижа до Санкт-Петербурга. Мы вернёмся к этому вопросу позже.
1897-07-02_14. № 140. Циклист (2) -
https://www.flickr.com/photos/141556536@N08/32623431243/in/photolist-RGPBwt-HQJ9ou см. также: Андрей Мятиев: На велосипедах из Петербурга в Париж в 1894 году. Расследование по фотографии из коллекции Веломузея. (8 ноября 2020) -
https://dzen.ru/a/X6hPq7H7zy4jEwIl Вот она - исходная информация в определении события, запечатленного на фото: надпись "С-Петербург - Париж" на двух языках. И, кстати, реклaмная надпись "The Enfield" - именно на велосипеде этой известнейшей английской фабрики путешествовал Федор Петрович Кавский. Фотография из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"15 сентября 1894 года известные московские гонщики Ф.П. Кавский и А.Я. Докучаев выехали из Петербурга в Париж с целью побить существующий рекорд на эту дистанцию. Путь в 2800 верст они преодолели за 18 дней. Вследствие отвратительной погоды и соответствующего состояния дорог рекорд остался непобитым. Во Франции путешественники посетили велосипедную выставку. "
Слева в первом ряду - Федор Петрович Кавский, справа - Александр Яковлевич Докучаев. Фотография из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Федор Петрович Кавский. Один из первых московских велоспортсменов. В гонках участвовал с 1888 по 1895 год. Числился в высшем разряде гонщиков. В 1890-х годах почетный секретарь Московского Общества Велосипедистов-Любителей. Совершил несколько длительных путешествий на велосипеде: Петербург - Варшава - Берлин - Париж (ок. 3000 верст за 18 дн., 1894), Москва - Киев - Львов - Будапешт - Вена - Триест - Венеция - Болонья - Флоренция - Рим (1895), Варшава - Прага - Ишль - Зальцбург - Мюнхен - Штутгарт (1898). Был уважаемым судьей и неоднократно судил крупные велосипедные соревнования, единогласно избирался председателем гоночной комиссии МКВ. В 1910-х годах увлекся мотоциклом и автомобилем, совершил несколько длительных рейдов на автомобиле (на выставку в Брюссель, рейд Рига - Берлин - Дрезден - Мюнхен - Грац - Будапешт - Краков - Варшава - Вена - Триест - Венеция - Милан - Генуя - Лион - Ратенбург - Эйзенах - Берлин - Познань - Варшава). Был председателем Московского Клуба Мотористов и товарищем (заместителем) председателя Московского Автомобильного Общества (МАО). В 1900-1920-х годах владел магазином, торгующим велосипедами, мотоциклами, автомобилями и принадлежностями для них.
Александр Яковлевич Докучаев (1872-1917. Москва)
Известный трековый гонщик-стайер, неоднократный чемпион Михайловского манежа. Впервые обратил на себя внимание публики 23 марта 1895 года в Михайловском манеже, где установил всероссийские рекорды 6- и 12-часовой езды. На треке МОВЛ установил всероссийские рекорды 24-часовой езды (12-13 авг. 1895) и 12-часовой езды (29 февр. 1896), побив собственные прежние рекорды. Обладатель звания «Лучший ездок Севера России» на дистанции 25 верст в 1897 году. В 1898 году заведовал велодромом «Гумбер» на Тверской заставе. Журнал «Циклист» писал по этому поводу: «...Нечего и говорить, как приятно обучаться под руководством такого опытного гонщика. Практические советы понимающего спортсмена при обучении велоезде положительно необходимы, и тем симпатичнее деятельность Докучаева». На гонках выступал до 1904 года. В 1900 году держал магазин и мастерскую на Большой Никитской - торговал велосипедами Stayer. В 1910-х годах стал сначала механиком в авиашколе «Орел» Б. С. Масленникова, с которым находился в дружеских отношениях, позже - инструктором-пилотом летной школы Московского общества воздухоплавания. Работал инструктором в 1910-1917 годах, в то же время был известен как мотогонщик.
В ангарах школы и у себя дома строил самолеты на свои средства и частично на средства летчика-спортсмена Масленникова. Кроме своего первого самолета, построенного в 1910 году, построил еще пять машин своей конструкции, особой оригинальностью не отличавшихся. Ему помогали ученики - летчики школы (в 1912-1915 с ним работали впоследствии известные пилоты А. И. Жуков и А. П. Бобков) и рабочие завода «Дукс».
В 1910-1917 годах был личным механиком Ю. А. Меллера. Экипаж Меллер (водитель) - Докучаев (механик) побеждал во многих аэросанных пробегах. Трагически погиб в 1917 году - упал с мотоциклом в Москву-реку.
Источник: Андрей Мятиев. На велосипедах из Петербурга в Париж в 1894 году. Расследование по фотографии из коллекции Веломузея. // 8 ноября 2020 -
https://dzen.ru/a/X6hPq7H7zy4jEwIl