Письмо на РУССКОМ языке чёрным по белому, но не белым по чёрному, документ русскоязычной реальности - это факт, письмо, которое Кузьмин сочинял более 4 долгих лет, за спиной тысячи и тысячи километров разнообразнейших дорог, испытаний, переживаний... письмо в прошлое и будущее... но написано в Африке...
"Единственный русский в песках Африки"... для меня это письмо - не столько исторический документ, сколько философский... и время лишь подчёркивает его смысл, а смысл непротиворечивым не бывает, иначе в нём не обнаружишь потенциала к движению - мы же говорим о движении и о его возможности...
- Да почему его так Африка интересует?.. Ещё и перескакивает в 1912 год, да никакого отношения она к Пекин-Парижу не имеет!
Я пожимаю плечами, разворачиваюсь и ухожу... они переглядываются, кто-то крутит пальцем у виска... зная это, я никогда к этому не привыкну, доказывать что-либо не имеет никакого смысла... он же не у моего виска крутит свой палец...
...
Читаю открытку... да и бог с ним, что текст давно напечатан в журнале... Открытку он ещё купил! Возможно, он ещё не знает о существовании такого города и не догадывается о том, что там когда-нибудь окажется. Он ещё знает, что напишет подобный текст...
...
Никто из них не отказывался от своей мечты ни в 1907 году, когда следил за перипетиями гонки, в которой и не мог участвовать, ни в 1912 году... да и что говорить?..
А кузьминская ирония, когда он узнаёт о гонке тогда ещё объявленной как "Париж-Пекин", это... и так понятно.
...
«Можно не быть патриотом, относиться хладнокровно к своему отечеству и его внутренней жизни, но такая победа первого русского автомобилиста, выступившего в Европе, не может не заставить забиться сердце сильнее.
Я отсюда, за тысячи вёрст, жарясь на жгучем солнце Африки, переживал все невзгоды пути вместе с Нагелем; я вновь чувствовал ужас безотрадной снежной пустыни нашей родины; вновь переживал те часы, когда я в былые годы сам замерзал вместе с автомобилем в непосильной борьбе со стихией...»
Кузьмин Е. Первая победа. - 1912-02-15. № 3. Автомобиль 4089
(...) «Отсюда я мысленно присутствовал и переживал восьмидневную борьбу, и радостно приветствовал русского спортсмена, вступившего победителем на берег лазурного моря.
Эти минуты, эти часы и дни, они вознаградили Нагеля не только за все восемь дней мучительного ожидания и тяжелой работы, но и за всю его многолетнюю непрестанную деятельность на пользу русского автомобилизма.
Такие минуты скрашивают всю жизнь, составляют эпоху и остаются навеки светлым воспоминанием.
Услышать русский гимн, исполненный в Монако, среди разноплеменной толпы, в честь победителя и знать, что этот триумфатор - я сам; это счастье, которое выпадает на долю очень и очень немногих.
Я рад за наше родное дело, за моего старого друга; и здесь, в песках Африки - единственный русский - я искренними слезами радости и гордости пишу эти строки; и провозглашаю тост за успехи русского автомобилизма и за дальнейшие победы его славных пионеров "Русско-Балтийского завода", "Проводника" и А.П.Нагеля».
1912-02-15. № 3. Автомобиль 4090
Евгений Кузьмин (Хартум (Судан), 20 января 1912 г.
Продолжение следует...