Самарканд. Подставка под коран Тамерлана

Nov 02, 2012 11:44

В Самарканде есть такое место - мечеть Биби Ханым.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

История Биби Ханым весьма интересна. В царской России этот памятник не жаловали, как впрочем и другие туземные достопримечательности. Так В. Н. Гартевельд  в раьоте "Среди сыпучих песков и отрубленных голов. Путевые очерки Туркестана"  в частности пишет :

"...Да, наконец, в Самарканде случился такого сорта анекдот… Приехало туда, из Ташкента, одно очень высокопоставленное лицо из чинов туркестанской администрации. Во время пребывания «особы» в городе, один из легкомысленных обитателей позволил себе обратить ее внимание на то, что надо было бы принять решительные меры для охраны самаркандских исторических древностей.
И изрекла сия особа: «Чем скорее разрушится все это, тем лучше для русской государственности».

Так сказал не Заратустра!

Простой администратор изрек такую мудрость…
Неужели Чингисхан и Тамерлан нагнали такого страха, что еще и теперь, через столько веков после их смерти, они могут быть опасны для «государственности»?"

Вот так выглядела Биби Ханым в старой Империи:



Посмотреть на Яндекс.Фотках


Так в Советское время перед началом реставрации



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Так сейчас ( хотя полная реставрация до сих пор не проведена)



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Об истории Биби Ханым как нибудь в другой раз :)

На фотографиях видна интересная вещь - подставка под коран Османа



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Эту подставку подарил Тамерлану его сын Улугбек, о чем на подставке есть соответствующая надпись.

На подставке как говорит предание лежал знаменитый коран Османа.

Знаменитый Коран Османа, датируемый VII веком, сегодня хранится в медресе Муи-Мубарак, в здании библиотеки, в специальном сейфе, где поддерживается определенный температурный режим и влажность.

В традиции ислама принято считать, что изначальный и не сотворенный Коран был ниспослан Мухаммаду самим Аллахом через архангела Джебраила, который в 27 день священного месяца рамадан перенес его на нижнее, ближайшее к земле небо, откуда на протяжении многих лет архангел передавал его откровения Пророку. При жизни Мухаммада в записанном тексте Корана не было острой необходимости, поскольку всегда можно было получить от Пророка устные разъяснения по любому вопросу. Но уже во времена праведных халифов в мусульманской общине стали возникать первые разногласия и заблуждения. При этом из-за рвения в джихаде - войне за распространение веры стремительно уменьшалось число людей, лично слышавших и запомнивших проповеди основателя ислама.

В 650 году третий Халиф Осман поручил приемному сыну и бывшему личному секретарю Мухаммада, писцу Зейду ибн Сабиту собрать все записи проповедей Пророка и свести их в единую Книгу. Параллельно этой работой были заняты еще четыре его помощника, которые собирали записи и опрашивали людей, составив еще четыре версии текста. После этого тексты были собраны путем тщательного сравнения в один, который был канонизирован. С него были сделаны всего несколько копий, а все прочие варианты и черновики сожжены.

Составление текста Корана было завершено более чем вовремя. В 656 году толпы мятежников, собравшиеся в Медине под видом паломников, ворвались во дворец халифа и зарубили его мечами. По преданию, в момент гибели Осман продолжал читать один из канонических экземпляров Корана, страницы которого залила его кровь.

Одной из заслуг Османа перед исламом было создание унифицированного текста Корана. Собрав у учеников и сподвижников Мухаммеда тексты записей его поучений, он с помощью бывшего личного писца Мухаммеда Зейда ибн Сабита составил сводный единый текст, убрав то, что, с его точки зрения, противоречило идее единства мусульман и могло вызвать раздоры. Все прочие тексты и записи были уничтожены, а со сводного Корана было сделано, как утверждает мусульманская традиция, пять копий, которые были посланы в Мекку, Медину, Дамаск, Куфу и Басру. Подлинник Осман оставил себе. Именно его страницы оказались обагренными «священной кровью» халифа.

Коран Османа был захвачен Тимуром во время его завоевательных походов где-то в Сирии или Ираке и потом хранился в библиотеке самого Тимура, откуда и попал в силу каких-то обстоятельств в мечеть Ходжи Ахрара.

На его страницах, исписанных одним из самых красивых арабских шрифтов - куфическим письмом, отчетливо проступали бурые пятна. Мечеть активно посещали паломники, поклонялись Корану Османа, просили у него благословения. В дни больших праздников его выносили из мечети и показывали народу.

В 1868 г. Самарканд был занят царскими войсками и включен в состав Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи. Начальник Зеравшанского округа генерал-майор Абрамов, узнав о существовании уникальной рукописи Корана, «принял меры», в результате которых Коран за вознаграждение в сумме 500 коканов (что равно 100 руб.) поступил в его распоряжение и был им переправлен в Ташкент генерал-губернатору Туркестана Кауфману. 24 октября 1869 г. тот подарил его Императорской публичной библиотеке Петербурга, за что получил звание ее почетного члена. Кауфман полагал, что этот Коран ни для кого, кроме эмиров Бухары, интереса не представляет, что никто его не может прочесть и предметом культа он не является.

Известно, что Коран Османа был отдан не так уж «добровольно». Его прятали, пытались всеми средствами избежать выдачи его русской администрации, но не смогли это сделать. Попав в Рукописный отдел Публичной библиотеки Санкт-Петербурга, Коран стал объектом исследования востоковедов. Первым дал его палеографическое описание, датировал и сравнил с экземплярами; хранящимися в Париже, Берлине и Мекке, арабист А. Ф. Шебунин. Он установил, что рукопись относится к началу VIII в., что составлена она на территории Ирака и, вероятно, сделана с того списка Корана Османа, который был отправлен в Басру после составления унифицированного текста. Что же касается пятен крови на его страницах, то они, по мнению исследователя, нанесены искусственно и довольно грубо. Во-первых, кровь расплывается симметрично на каждом из испачканных листов. Очевидно, что они складывались, когда кровь была еще свежей. Во-вторых, кровавые пятна имеются почему-то не на каждом листе, а через лист. Это заключение А. Ф. Шебунина не было ни оспорено, ни опровергнуто мусульманскими богословами, защитниками подлинности Корана Османа, они просто не упоминают об этом факте.

Однако на этом история Корана Османа не закончилась. 1(14) декабря 1917 г. Краевой мусульманский съезд Петроградского национального округа обратился в Народный комиссариат по национальным делам с просьбой вернуть «священную реликвию» мусульманам. Ровно через пять дней 6 (19) декабря Совет Народных Комиссаров принял по этому поводу следующее решение: «Выдать немедленно» - и дал соответствующее распоряжение наркому просвещения А. В. Луначарскому, в ведении которого находилась Государственная публичная библиотека.

Коран был вручен Всероссийскому мусульманскому совету, находившемуся в то время в Уфе.

Оттуда он в 1924 г. был передан в Ташкент, затем в Самарканд, где некоторое время по-прежнему находился в мечети Ходжи Ахрара. С 1941 г. местом его постоянного хранения стал Музей истории народов Узбекистана в Ташкенте.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

В начале 90-х годов, после обретения Узбекистаном государственного суверенитета, реликвия при огромном стечении народа на площади Хаст Имам, была вручена Исламом Каримовым муфтию.

Но самое интересное для туристов попавших на Великий шелковый путь происходит сегодня около самой подставки под коран.

Считается, что если пролезть под лаухом (подставка под коран) Биби Ханым, после того как обойдешь его, то обязательно родится ребенок. К Биби Ханым приходят те, кто уже отчаялся обрести радость материнства и отцовства.

Будучи в прошлом году в Биби Ханым видел как туристки занимали очередь, чтобы пролезть под этой подставкой. Слышал и рассказы тех кто это сделал и позже обзавелся детьми :)

Память, Культура, Самарканд, Восток, Узбекистан, Мир, Фото

Previous post Next post
Up