Колчак в Порт-Артуре: Мифы и проза жизни...

Jun 15, 2016 17:25

              Для начала слово самому "адмиралу":



" Я прибыл в Порт-Артур, примерно, в марте месяце или в начале апреля. Макаров тогда еще был жив. Прибывши в Порт-Артур, я явился к адмиралу Макарову, которого просил о назначении меня на более активную деятельность. Он меня назначал на крейсер «Аскольд», так как, по его мнению, мне нужно было немного отдохнуть, пожить [12] в человеческой обстановке на большом судне. Я просил назначить меня на миноносец; он упорно не хотел назначить меня на минные суда. На этом «Аскольде» я пробыл до гибели адмирала Макарова, которая произошла на моих глазах 31 марта. После гибели адмирала Макарова я был назначен на очень короткое время на минный заградитель «Амур», а затем на миноносец «Сердитый», в качестве командира. На этом миноносце, после того как я вступил в командование, я не рассчитал своих сил, которые уже за все это время были подорваны, - я получил очень тяжелое воспаление легких, которое меня заставило слечь в госпиталь. Там я провел около месяца; затем, в июле, оправившись от воспаления легких, я снова продолжал командовать миноносцем до осени. К осени у меня снова начали сказываться последствия моего пребывания на крайнем севере, а именно - появились признаки суставного ревматизма."...
"...в выходе эскадры я участвовал. Я был уже на миноносце, но в боях наш миноносец не участвовал, - шел другой отряд. Мы только проводили выход эскадры, а затем вернулись, так как мой миноносец должен был оставаться в Порт-Артуре. Затем я осенью видел, что мне становится на миноносце все хуже и хуже. После того как был июльский неудачный бой и прорыв во Владивосток и началась систематическая планомерная осада крепости, центр тяжести всей борьбы перенесся на сухопутный Фронт. Здесь последнее время мы уже занимались постановкой, главным образом, мин и заграждений около Порт-Артура, и мне удалось, в конце концов, поставить минную банку на подходах к Порт-Артуру, на которой взорвался японский крейсер «Такосадо». Результат пребывания на севере - ревматизм и общее положение дел, при котором центр тяжести войны переносился на сухопутный Фронт, заставили меня в сентябре просить назначения на сухопутный Фронт. Все время я принимал участие в мелких столкновениях и боях во время выходов. Осенью я перешел на сухопутный Фронт. Я вступил в крепость, командовал там батареей морских орудий на северо-восточном Фронте крепости и на этой батарее я оставался до сдачи Порт-Артура, до последнего дня, и едва даже не нарушил мира, потому что мне не было дано знать, что мир заключен. Я жил в Порт-Артуре до 20-х чисел декабря, когда крепость пала. Когда была сдача крепости, я уже еле-ело ходил, но держался еще, и когда было падение Порт-Артура, мне пришлось лечь в госпиталь, так как у меня развился в очень тяжелой Форме суставной ревматизм. Я был ранен, но легко, так что это меня почти не беспокоило, а ревматизм меня совершенно свалил с ног. Эвакуировали всех, кроме тяжело раненых и больных, я же остался лежать в госпитале в Порт-Артуре. В плену японском я пробыл до апреля месяца, когда я начал уже несколько оправляться. Оттуда нас отправили в Дальний, а затем в Нагасаки. В Нагасаки партия наших больных и раненых получила очень великодушное предложение японского правительства, переданное Французским консулом, о том, что правительство Японии предоставляет нам возможность пользоваться, где мы захотим, водами и лечебными учреждениями Японии, или же, если мы не желаем оставаться в Японии, вернуться на родину без всяких условий. Мы все предпочли вернуться домой. И я вместе с группой больных и раненых офицеров через Америку отправился в Россию. Это было в конде апреля 1905 года. Все мы через Америку вернулись в Петроград."

Памятуя о том, что "адмирал" далеко не всегда говорил о себе всю правду, приведем в соответствие даты.

Колчак прибыл в Порт-Артур 18 марта. Адмирал Макаров, помня об Колчаковских делах направляет его "тянуть лямку" на крейсер 1-го ранга "Аскольд" вахтенным начальником с 20-го марта. После гибели Макарова он 17 апреля переводится на минный заградитель "Амур", но смог продержаться там 4 (!) дня (а ведь мог прославиться как герой, останься он на нем). И 21-го апреля он уже командир эскадренного миноносца второго отряда "Сердитый". Июнь он проводит в госпитале. Уже в конце сентября миноносец выходит в море под командованием лейтенанта Дмитрниева С.И. С 18 октября, как и многие другие морские офицеры переводится на сухопутный фронт - командует одной из батарей в районе "Скалистом" под командованием капитана 2-го ранга Хоменко. В составе батареи: одно 120-миллиметровое орудие, батарея из двух 47-миллиметровых и двух 37-миллиметровых пушек. Через месяц Порт-Артур пал.



Теперь о действиях миноносца "Сердитый".

«Сердитый» (до 1902 года «Бекас») - русский эскадренный миноносец типа «Сокол».
До 1904 года относился ко второму отряду миноносцев, занятых на охране входа в Порт-Артур или сопровождения тралящих судов.
В ночь с 1 на 2 декабря под командованием лейтенанта Дмитриева С. И. потопил торпедой японский миноносец № 42 во время отражения атак на броненосец «Севастополь».
Корабль с остальными миноносцами неоднократно выходил на боевые дежурства, минные постановки, отражал атаки японских брандеров, пытавшихся закрыть проход из крепости.
Накануне сдачи крепости, в ночь с 19 на 20 декабря вместе с несколькими исправными миноносцами разоружился в Чифу. После окончания Русско-Японской войны продолжал службу на Дальнем Востоке.
В октябре 1907 года принимал участие во Владивостокском вооруженном восстании.



Миноносцы второго отряда были местной сборки и часто ломались. Основная задача - патрулирование, участие в тралении, обстрел сухопутных войск японцев и только в Августе, после переоборудования, "Сердитый" стал использоваться для постановки мин. Всего, в одиночку, "Сердитый" ставил мины только два раза. 26-го августа (под командованием Колчака) 16 мин в 20,5 милях на SO от Золотой горы.
             В ночь с 27 на 28 сентября миноносец "Сердитый" под командованием лейтенанта С.Н. Дмитриева поставил 16 мин между северным мысом Малой Голубиной бухты и южным мысом бухты Луиза. Ход во время постановки был 7 узлов, время - 12 минут. В результате задержки из-за поломки салазок одной из мин произошел разрыв в линии.
             В третий раз 28 сентября "Сердитый" ставил мины в группе (2 мины). Миноносцы-постановщики "Сторожевой" и "Статный" имели по три мины на борту, "Сердитый" - две, а "Стройный" десять "фальшивых" - учебных мин для демонстративной постановки (с 9 миноносцев были поставлены 21 мина, из которых 10 было учебных, без пироксилина).

Минные постановки русского флота у Порт-Артура в 1904 г.

Дата
Район
Постановщик
Число мин
Примечание

27-29. 01.
в северном и южном проходе у о- вов Саншантау
"Енисей"
402
Минный транспорт подорвался на своей мине и затонул

3.02
в бухтах Керр и Дип
"Амур"
121

5.02
Талиенванский залив
"Амур"
99
Завершение заграждения, поставленного "Енисеем"

7.02
у Саншантау
"Амур"
55
Завершение заграждения, поставленного "Енисеем"

7.02
Талиенванский залив
плот с "Амура"
20

10.02
Бухта Десяти кораблей
"Амур"
20
Обеспечивали "Гайдамак". "Сердитый", "Смелый"

28.02
в 2-3 милях к юго-западу от Ляотешанского маяка
"Амур"
20
Руководил постановкой контр-адмирал Лощинский. Обеспечивали крейсер "Баян", миноносцы "Внимательный", "Сердитый", "Смелый", "Стройный", "Страшный"

8.04
у Ляотешаня
4 баркаса
9
Баркас № 1 погиб

1.05
10,5 - 11 миль от Золотой Горы
"Амур"
50
2.05 подорвались и затонули японские броне­носцы "Хатсусе" и "Яшима"

7.05
Бухта Санатория
Минный плотик
10
Противодействовали 4 крейсера

7.05
Голубиная бухта
джонки
20
Буксировали 2 паровых катера Военного ведомства

8.5
Бухта Кинджоу
Джонка
15
Для прикрытия левого фланга

14.5
Бухта Тахэ. 6 миль к югу
"Амур"
49
Охранение "Новик", "Всадник", "Гайдамак". Одна мина взорвалась при постановке.

26.05
у Лунвантана
Минный плотик с "Амура"
9
Буксировал "Сторожевой". 13.07 подорвался КР "Чиода"

2.6
Голубиная бухта
2 минных плоти­ка
18
Плотики буксировали миноносцы "Боевой" и "Бесстрашный"

7.6
Бухта Десяти кораблей
Минный плотик
30
Буксировал "Богатырь"

22.6
Бухта Луиза. между берегом и о. Риф
"Богатырь"
20
Дневная постановка пол охраной 2 миноносцев

19.7
у Лунвантана
"Богатырь"
20
Для прикрытия правого фланга русских войск

"Бойкий"
4

"Бурный"

22.7
Бухта Тахэ. 11 миль от Порт- Артура
"Решительный"
10
Первая удачная постановка большого числа мин с миноносца

23.7
у Ляотешаня
"Бесшумный", "Бурный", "Сторожевой", "Разящий"
8
5-й постановщик - "Бойкий" из-за неисправно­сти машины свои две мины не поставил. Прикрывало 8 миноносцев.

23.07
к югу от Ляотешаня
"Решительный"
10
Вблизи района постановки находились четыре японских миноносца

24.07
к западу от Голубиной бухты у о. Айрон
"Решительный"
10
Одна мина взорвалась при постановке.

6.08
Между о. Кэп и б. Лунвантан
"Скорый"
14

20.8
Лунвантан, 2 мили от берега
"Скорый"
16
Погиб МЦ "Хаядори"

26.8
Лунвантан, 20 миль от Золотой горы
"Сердитый"
16
Командир лейтенант А. В. Колчак

3.09
у о. Айрон
"Скорый"
16
Погибла КЛ "Хайен"

27.9
между бухтами Малая Голубиная и Луиза
"Сердитый"
16
Из-за задержки одной мины разрыв в линии

28.9
Лунвантан
" Сторожевой", " Статный", "Сердитый", "Стройный", "Расторопный"
21*
Противодействовали кр "Акицусима" и 10 миноносцев

3.10
у м. Коллинсон
"Стройный"
18
Мины встали глубже заданного углубления

23.10
Бухта Луиза
Минные плотики
12
Буксировались минными катерами с броненос­цев "Пересвет" и "Победа"

Всего

1 158



Минные постановки русского флота в водах Квантунского полуострова в 1904 г.

1. Миноносец "Скорый". Сентябрь. 2. Миноносец "Стройный" З октября. 3. Минные катера 3 октября. 4. Миноносец "Сердитый" 27 сентября. 5. Миноносец "Решительный" 24 июля. 6. Миноносцы "Бесстрашный" и "Бурный" 23 июля. 7. Миноносцы "Сторожевой" и "Разящий" 23 июля. 8. Миноносец "Бойкий" 19 июля. 9. Миноносец "Бурный" 19 июля. 10. Отряд миноносцев 28 сентября. 11. Миноносец "Решительный" 22 июля. 12. Миноносец "Скорый" 20 августа. 13. Миноносец "Скорый" 6 августа. 14. Пароход "Богатырь" и минный плотик 7 июня. 15. Минный транспорт "Амур" 10 февраля. 16. Пароход "Богатырь" 22 июня. 17. Минные плотики 2 июня. 18. Пароход "Богатырь" 7 июня. 19. Портовые баркасы 8 апреля. 20. Минный транспорт "Амур" 28 февраля. 21. Минный транспорт "Амур" 28 февраля. 22. Минный транспорт "Амур" 1 мая. 23. Пароход "Богатырь" 19 июля. 24. Минный транспорт "Амур" 14 мая. 25. Джонка 8 мая. 26. Минный транспорт "Амур" 5 февраля. 27. Минный плотик "Амура" 7 февраля. 28. Минный транспорт "Енисей". 29. 28 января. 30. Минные транспорты "Енисей" 28 января и "Амур" 7 февраля. 31. Минный транспорт "Енисей" 28 января. 32. Минный транспорт "Енисей 27 января. 33. Минный транспорт "Амур" 3 февраля.

По словам Колчака, именно он поставил мины на которых подорвался японский крейсер Такосаго. Могло ли это произойти ?



«Такасаго» (高砂) - бронепалубный крейсер Японского Императорского флота. Построен по Второй чрезвычайной программе пополнения флота 1896 года. Участвовал в Русско-японской войне. Погиб, подорвавшись на русском минном заграждении 13 декабря 1904 года.

В ночь с 29 на 30 ноября крейсер "Такасаго" подорвался на мине. Взрыв произошел в носовой части с левого борта. Командир капитан 1 ранга Исибаси Хадзиме приказал пробить водяную тревогу и передать просьбу о помощи другим кораблям, в первую очередь, находившемуся поблизости крейсеру "Отова". Для обозначения своего места на "Такасаго" включили прожектора. Крейсер начал крениться на левый борт, и уже через несколько минут креп достиг 12° . Попытки спрямить корабль не удались, и когда крен достиг 30о , машины были остановлены, а машинная команда вызвана на верхнюю палубу. "Прокричав три раза "банзай", с военными песнями экипаж ожидал 131* потопления крейсера".

Через 1 час 10 минут после подрыва "Такасаго" опрокинулся на левый борт и еще через 23 минуты затонул. Кроме 25 человек, бывших на шлюпке, весь экипаж оказался в ледяной воде. В эту ночь дул сильный северо-восточный ветер со снегом, на расстоянии одного фута ничего нельзя было разглядеть. Во мраке сквозь снег, слепивший глаза, был виден только прожектор подошедшего на помощь крейсера "Отова". Получив по радио известие о подрыве "Такасаго", "Отова" поспешил на помощь и, подойдя к месту трагедии, спустил шлюпки. Удалось спасти 163 человека, из которых шесть впоследствии умерли от переохлаждения. 275 человек погибли в волнах.

Место гибели Такосаго известно: 38°06'00.0"N 121°09'00.0"E

Это в 37 милях от берега строго на юг ! А Колчак ставил свои мины в 20 милях от Золотой горы на SO (Юго-Восток). Именно поэтому, специалисты не упоминают имени Колчака обсуждая тему "Такасаго". Скорее всего он подорвался на плавающей мине и возможно даже японской. В 2004 году при обсуждении свойств морских мин много говорилось о ненадежности якорей именно японских мин, которые становились случайными плавающими убийцами.
                    Вторым аргументом в пользу того, что Колчак "приукрасил" свои заслуги это награды которые он получил.
                    Так действия экипажа минного заградителя "Амур" 1 мая (на котором Колчак не задержался) были оценены:

Приказ Наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке г. Мукден, 18 июля 1904 г. № 502
"На основании Высочайше предоставленной мне власти по званию Главнокомандующего флотом, награждаю за храбрость и мужество при постановке минного заграждения 1 мая на пути маневрирования японского флота:

Минного транспорта "Амур": Старшего офицера, капитана 2 ранга Евгения Одинцова - орденом св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом; минного офицера лейтенанта Павла Волкова - орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом; временного минного офицера, лейтенанта Сергея Мяснова- орденом св.Анны 3-й степени с мечами и бантом;вахтенного начальника, лейтенанта Николая Мясникова - орденом св. Анны 4-й степени с надписью "за храбрость"; штурманского офицера, лейтенанта Бориса Давыдова - орденом св. Анны 4-й степени с мечами и бантом; и.д. ревизора, мичмана Павла Будзко - орденом св. Анны 4-й степени с надписью "за храбрость"; вахтенного начальника мичмана барона Фитингофа - орденом св. Анны 4-й степени с надписью "за храбрость".

Судовых механиков: помощника старшего инженер-механика Владимира Сметанина - орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом; младшего инженер-механика Алексея Фрейлихмана - орденом св. Станислава 3 степени с мечами и бантом"

Наместник генерал-адъютант Алексеев

Командир корабля, на чьих минах подорвались два японских броненосца получил св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом, если что второй по значимости орден Империи

А Колчак, который, по его словам, одержал вторую по значимости победу при обороне Порт-Артура, получил орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (на уровне вахтенного начальника "Амура"), да и получил за «сторожевую службу и охрану прохода в Порт-Артур, обстреляние неприятельских позиций».

Не совсем понятно, какой именно батареей командовал Колчак на берегу. Если следовать данным его биографов то был он, не то на строившемся "Скалистом", не то " на "Кумиренском". Но и то и другое было сдано японцам в начале 20-х чисел сентября.



Теперь о возвращении...
                  В соответствии с заключенной капитуляцией гарнизон в составе 23 000 человек (считая с больными) считался военнопленными. Японской стороне передавалось все боевое снаряжение, все имевшиеся запасы материальных ценностей. Офицеры могли вернуться в Россию, дав честное слово, что не будут участвовать в боевых действиях. Небольшая часть командного состава русской армии воспользовалась этим условием.

Не подвергая сомнению сам факт пребывания "адмирала" в Порт-Артуре мы видим, что он приукрашивает свои "подвиги", так же как и "приукрашивал" свою "научную" деятельность в Арктике, приведщую к гибели барона Толля.

Старости, Настроение, Война, welcome, Память, История, Колчак, Утро

Previous post Next post
Up