В 1872 году в Английское Адмиралтейство явился скромный, никому до того не известный пастор, по фамилии Рэмус. Он принес свой проект плоскодонного корабля водоизмещением 2500 тонн, который должен был ходить гораздо быстрее всех кораблей того времени. Этот чудо-корабль должен был не плыть (простите за каламбур), а скользить по поверхности воды, как, например, скользит плоский камешек, пущенный рикошетом, или как плоскодонная шлюпка, идущая на буксире за быстроходным судном. Модель скользящего корабля Рэмуса была испытана. В опытовом бассейне эксперименты показали, что Рэмус был прав, когда полагал, что при большой скорости его корабль будет скользить своим днищем по поверхности воды и испытывать при этом гораздо меньшее сопротивление, чем сопротивление обычных кораблей. И тем не менее идею Рэмуса нельзя было осуществить - чтобы достичь нужной для глиссирования скорости, кораблю потребовались бы достаточно мощные паровые машины причем такие огромные паровые котлы, что он под их весом затонет.
И через 13 лет в 1881 году попытку построить скользящее по воде судно, независимо от Рэмуса, на этот раз во Франции, предпринимает один из пионеров авиации, русский по происхождению, эмигрант маркиз де Ламбер. Первое судно Ламбера было очень простым - четыре бочки, соединенные общей деревянной рамой. Под бочками поперек судна, наклонно к поверхности воды, укреплялись четыре доски, на которые, по замыслу изобретателя, судно должно опираться при движении по воде. А двигатель? Никакого. С судна спадал конец на лебедку, установленную на противоположном берегу реки. Опыт прошел удачно и показал, что судно всплывает, скользит и при этом встречает небольшое сопротивление, но лишь при большой скорости буксирования.
Второй опыт Ламбер провел с тем же судном, но на этот раз буксируемым лошадью, бегущей вдоль берега; сам изобретатель, при этом сидел на бочках. Несмотря на полную удачу этого опыта, Ламбер, увлекшись идеей судов с подводными крыльями, вернулся к глиссерам лишь спустя 12 лет. За эти годы Ламбер первым получил патент на суда с подводными крыльями. В 1897 году в Англии на Темзе он испытал свое первое самоходное глиссирующее судно - две байдарки, соединенные четырьмя рамами. Под днищем каждой байдарки были укреплены одна за другой четыре пары досок, угол наклона которых к уровню воды можно было регулировать. На этот раз ни лебедка, ни лошадь не понадобились - на помосте, положенном поверх байдарок, стояла специально изготовленная десятисильная вертикальная двухцилиндровая паровая машина. Вес этой машины был всего 16 кг, меньше, чем вес десятисильных современных подвесных бензиновых моторов.
В России впервые глиссеры увидели в 1912 году на Воткинском озере в Санкт-Петербурге. На глиссере, ходившем по Воткинскому озеру, стоял мотор мощностью 35 л. с., а скорость глиссера достигала 40 км/час. Началом глиссеростроения в СССР принято считать 1920 год, когда ЦАГИ приступил к постройке деревянного открытого пассажирского глиссера с водяным гребным винтом. В проектировании этого глиссера принимали участие крупнейшие инженеры, отцы авиации Н.Г Жуковский и А.Н. Туполев.
Теперь о глиссерах Речфлота Омска.
ЗАРЯ - Быстроходный мелкосидящий пассажирский теплоход с водометным движителем, ходовой рубкой в носовой части, полуутопленным пассажирским салоном в средней части и МО в корме
Проект: 946, 946А, 946АМ, Р-83
Дата утверждения проекта: 12 / III 1963 г. (проект No.946) 23 / I 1969 г (проект No.Р-83)
Скорость 40-45 км/ч (41-43)
Количество пассажиров: до 86 человек (до 72)
Первой в Омск прибывает Заря-3 в 1966 году (списана в 1988 году)
В 1967 году прибывает Заря - 4 и Заря -1 (Служебно-разъездной теплоход. Изначально принадлежала Иртышскому Речному Пароходству. Продана торговому дому «Омский» 20.08.91 г.)
В 1968 году в Омск приходит Заря - 13
В 1968 году прибывает Заря - 16. Работает в качестве служебно-вспомогательного судан до 1987 года
В 1969 году Омска получает Заря-41. Позже переименовывается в Патрульный -1, позже Дельфин
Также в этот же год приходит Заря-2 - служебно-вспомогательное судно.
В 1970 году прибывает Заря-61. ПОзже переименовывается в БПУ-4
Еще одна Заря-10 прибывает в этом же году.
В 1971 году В Омск приходит Заря 75.
Омская судоходная инспекция получает 1970-71 две Зари. Заря-1 и Заря-9. Суда подсобного флота.
В 1973 году Омск получает Заря-130. Служебно-вспомогательное судно.
Еще одна Заря -6 получена в этом же году. Списана в 2001 году.
Заря-160 и Заря-7 приходят в 1974 году. Заря-7 списана в 2001 году.
Заря-178 и Заря -8 прибывает в 1975 году.
В 1977 году Омск получает Заря-555. Пассажировместимость 24 человека. Бывший теплоход «Заря-2» (порт приписки Сургут). Поздно вечером 8 октября 2012 года теплоход «НГ-180» с баржей «НГП-755» повредили теплоход Заря-555 на 1658-м километре Оби. По данным Государственного морского спасательно-координационного центра Минтранса России, состав, стоящий у правого берега на ночной стоянке, сорвало с места ветром и навалило на стоящий ниже по течению теплоход Заря-555. В результате навала судно получило повреждения корпуса без разрушения основных конструкций и обшивки. Пострадавших, загрязнения окружающей среды нет.
Заря-241Р прибывает в Омск в 1978 году
В 1979 году Омск получает Заря-256Р (возможно еще 267Р)
В 1980 приходит Заря-283Р ( на фото через одно выше вместе с Заря 241Р)
В этот же год приходит Заря-103Р
Заря-304Р приходит в 1981 году. В 2000 продана ОАО "Северречфлот"
В этом же году Омск получает Заря-306Р и Заря-320Р . ПОследняя также в 2000 гду продана ОАО "Северречфлот"
В 1983 году в Омск прибывает Заря-353Р и Заря-257
В 1984 приходит Заря-3 НГСС. Служебно-разъездной теплоход.
В начале 90-х в Омск передана Заря-295Р. По всей видимости последняя полученная Омском Заря.
Еще один класс судов - суда на воздушной подушке.
Луч - Пассажирский теплоход на воздушной подушке со скегами
Проект: 14351, 14352
Скорость - 40 км/ч
Количество пассажиров 57 человек. Допролнительно при впемени в пути до получаса еще 15 стоячих мест.
В Омск в 1989 году прибыл ЛУЧ-12. Единственный и последний.
ЗАРНИЦА (первое название: ГОРЬКОВЧАНИН) - Пассажирский теплоход на воздушной подушке без отрыва от воды, с водометным движителем, пассажирским салоном в полунадстройке
Проект: 1435
Дата утверждения проекта: 23 / VIII 1966
Скорость 34 км/ч
Количество пассажиров: 48 человек
В Омске похоже не эксплуатировались, но два из них в 80-е годы попали на Омский судоремонтный