Над Иртышом на крыльях

May 26, 2016 15:38

                    В 1964 году, в Горьком на воду был спущен флагман советского флота судов на подводных крыльях - «Буревестник». Разработка потерпела фиаско: судно так и осталось единственным в своем роде. Зато его предшественники - катера «Ракета», «Метеор» и «Комета», также разработанные горьковским инженером Ростиславом Алексеевым, сотнями и в разных модификациях эксплуатировались на реках и морях СССР (затем - России) и по всему миру.
                    Омску также перепала часть этих судов. Вспомним их.

РАКЕТА - Пассажирский одновинтовой теплоход на подводных крыльях.
                    Проект:340, 340Э, 340МЭ, 340Т (5 единиц), 340П
                    Дата утверждения проекта:7 / XII 1958 (проект No.340)
                    Скорость - 60 км/ч.
                    Количество пассажиров - 64 человека
                    Дальность 500 км

Первой была Ракета-8, в 1959 году.

Второй, в 1960 году  Ракета-20



После списания была установлена на постамент в микрорайоне СумкиноТобольск.



В 1961-м - Ракета-44, работала в районе порта Тобольск, в 1982 году списана.

В 1962 году прибывает Ракета-60. Была доставлена в августе 1962 года из Архангельска в Салехард на морском лихтере Курейка вместе с теплоходами «Ракета-50» и «Ракета-55»
После спуска на воду своим ходом пришла к месту приписки в затон Омского ССРЗ.

В 1962 году же прибывает Ракета-79 приписанная к служебно-вспомогательному флоту. После списания установлена в детском парке «Бегемот» в городе Лангепас.
                          Тогда же 1962 прибывает Ракета-90. Списана в 1987 году.
                          В 1964 году Омск получает юбилейную Ракета- 100 Работала в раоне порта Сургут.
                          В 1965 Ракета - 114 и  Ракета-115, до 90-го были на балансе Омского порта.
                          В 1966 еще Ракета - 127 и 129. В меженный период, не получив разрешения на обгон от «БТ-216», теплоход «Ракета-129» всё же решил его обогнать и допустил столкновение.В результате аварии пассажиры получили легкие травмы, а теплоход - незначительные повреждения. На 01 января 1990 года обе Ракеты находились на балансе Омского порта.
                          В 1967 году Омск получает еще одну Ракета - 160 ( распилена в 2014)



В 1968 году Омск получает модернизированную Ракета - 174М. Первоаначально вмещала 50 человек, позже приказом численность пассажиров установлена 40 человекСлужебно-разъездной теплоход омского речного порта. Списана Пр.№371 от 15.12.89 с пометкой: «Отдать пионерскому лагерю «Юбилейный»». (Кстати никто там его не видел?)

В 1969 еще одна Ракета -183 основной серии . В сентябре 1978 года, после расхождения с составом судна «Владивосток», теплоход «Ракета-183» вышел за кромку судового хода и сел на мель на 1608 км. Иртыша.В 1994-95 году совершала рейсы на линии Омск-Озёрный-Портовик-2.

В 1969 году Омск получает головную пожарную Ракета-195П. Пожарно-спасательное судно. Владелец: Омский ССРЗ. Списана Пр.№153 от 10.09.92 г.



В 1972 Омск получает Ракета- 227 и Ракета -232. 24 июля 1978 года, в 6 часов 15 минут, на 1315 км. реки Иртыш, теплоход «Ракета-232», следуя рейсом Усть-Ишим - Омск, с 29 пассажирами на борту, ударился о стоящий на якорях нефтеналивной состав теплохода «Владивосток».  04 июня 2002 года на 919 км р. Иртыш произошла посадка на мель.Распилена в сентябре-октябре 2014 года.





В 1973 году в Омск приходит Ракета-240.Экипаж теплохода достиг наилучших результатов в увеличении ресурса двигателя. Двигатель на теплоходе «Ракета-240», которым руководит В.А.Торсунов, отработал без капитального ремонта более 6000 часов.    В 1996 году была поставлена в одном из дворов Кировского района города Омска. Теплоход предполагалось использовать под кинотеатр для детей. Но в первые дни пребывания во дворе, «Ракета-240» была разграблена, разбиты окна и вынесены сиденья.

В 1975 Омск получает очередную Ракета - 255.  Впоследствии передана в Ханты-Мансийск



В 1976 году Омск получает Ракета-267. На 01 января 1990 года находилась на балансе Омского порта.Впоследствии передана в КНР. Последняя Ракета прибывшая в Омск.

Но на подводных крылья по Иртышу летали и другие суда.

МЕТЕОР- Пассажирский двухвинтовой теплоход обтекаемой стреловидной формы,на подводных крыльях, с пассажирскими салонами в носовой, средней и кормовой частях судна, МО и ходовой рубкой, утопленной в полунадстройку.
                      Проект342, 342Э, 342У
                      Дата утверждения проекта: 1959 (проект No.342)
                      Скорость : 65 км/ч
                      Количество пассажиров : 116-124 человека
                      Дальность 600 км

Первый Метеор-21 начинает летать над Иртышом в 1965 году.В 1965 году прибыл в Обь-Иртышское речное пароходство. Работал на линии Омск-Тевриз-Омск. Из-за нарушений в путейском хозяйстве, в 1976 году, на Оби, теплоход «Метеор-21» повредил движительно-рулевой комплекс при касании о грунт.В 70-е годы был передан в Тобольск для работы на линиях Тобольск-Ханты-Мансийск-Салехард, Тобольск-Ханты-Мансийск-Нижневартовск.







В 1965 году прибывает Метеор- 32В октябре 1966 года, при движении в темное время суток, на крыльях теплоход «Метеор-32» совершил столкновение с грузовым теплоходом. В 70-е годы был передан в Тобольск для работы на линиях Тобольск-Ханты-Мансийск-Салехард, Тобольск-Ханты-Мансийск-Нижневартовск.В 1987 году принадлежал Тобольской РЭБ флота. Состоял в группе служебно-вспомогательного флота.Использовался для перевозки скоропортящихся продуктов.

В 1967 прибывают два Метеора. Метеор-51 и Метеор - 52. В навигацию 1982 года, при неудовлетворительной видимости (менее 2 км.), при следовании «на крыльях», при расхождении с составом вышел за пределы судового хода и встал на грунт в районе Верхне-Катангуйского переката на 830 км







В 1970 году приходит Метеор -80. Занимается кргулосуточной перевозкой людей.

В 1971 году Метеор- 84, это последний Метеор.



В 1981 году появляется новое судно на подводных крыльях - Полесье

ПОЛЕСЬЕ-Речной мелкосидящий пассажирский теплоход на подводных крыльях.
                        Проект 17091
                        Дата утверждения проекта:16 / III 1981
                        Скорость 65 км/ч.
                        Количество пассажиров: 53 человека
                        Дальность: 400 км

Первым в Омск прибывает Полесье-6 в 1988 году



В 1989 году приходит печально известный Полесье-8. 17 августа 2013 года в 13:55 по местному времени на 1857-ом км. реки Иртыш (около поселка Новая Станица) на судовом ходу произошло столкновение пассажирского теплохода на подводных крыльях Полесье-8, следовавшего рейсом Омск Ачаир, с несамоходной баржей Б-908, перевозившей песок, которую вёл буксир-толкачРТ-817 вследствие чего теплоход Полесье-8 получил повреждения и частично затонул. В результате столкновения погибли 6 человек, еще 47 получили травмы различной степени тяжести. Полесье- 8p; - последний полученное судно этого класса.











В следующий раз про суда на воздушной подушке и глиссирующие.


Наши, Настроение, welcome, Омская область, Родина, История, Омск, Утро

Previous post Next post
Up