Один из мифов омской оборонки - ранцевый вертолет

Feb 12, 2013 16:02

     Все кто помнит что происходило в Омске в начале середине 90-х могут рассказать о том, что инженерно-техническая мысль "освобожденная" капитализмом рвалась "вперед" и "вверх" и порождала "супер проекты".
     Одним из таких проектов того времени была "уникальная разработка - ранцевый вертолёт ЮЛА".








     Звучало это примерно так : "Россия обогнала США в создании уникального ранцевого вертолёта", «Россия получила новый ударный мини-вертолёт»
     Все кто помнит первые военные выставки обязательно видели это творение. Телескопические (выдвигающиеся) лопасти, внутри которых идет топливо провод. Оканчиваются лопасти небольшими пульсирующими воздушно реактивными двигателями.
    Идея проста - достал из мешка, нацепил на себя, крутанул лопасти, запустил двигатели, далее они раскручиваются и... полет.

Заявленные характеристики выглядели примерно так:

Масса, кг20Масса с топливом, кг42Грузоподъемность, кг150Двигатели (2 шт.)ПВРД с центробежным наддувомСтартерручной пневматическийСкорость полета, км/час120Потолок, м1000Возможность авторотационной посадки и десантирования.ЗажиганиекалильноеДиаметр несущего винта, м6Частота вращения винта,об/мин400-600Нагрузка на 1 кв.м винта,КГС/кв.м6Подвеска пилотапарашютная c сидениемАктивное время полета, мин25Управление автоматом перекосагидравлическоеУправление общим шагоммеханическоеДиаметр сдвинутых лопастей, м3,4Наклон лопастей в транспортном положении от вертикального основания, градусов10-12Путевое управлениелюбой рукой или правой ногойПодача топливацентробежный насос-лопасти
     Насколько я помню не было  никаких свидетельств о том, что нашелся хоть один безбашенный испытатель для сего агрегата. Одно время поговаривали, что проектом интересовались северные корейцы ( у них думаю с испытателями бы проблем не было :).

На самом деле единственной новацией в данной идее были раздвижные лопасти. Но !!!  Думаю что реально так и не была реализована система подачи топлива через раздвижные лопасти. Предполагалось что, аппарат будет работать на всех видах топлива, кроме ацетона, причём для заливки топлива может быть использована любая ёмкость. Позади сидения, кроме того, должен был крепится баллон с газом для аварийной посадки.

При этом аппарат изначально предполагался для войск спецназначения !!! Его вариант "Ночная бабочка" предусматривал пилоны для пуска ракет !!! Правда помню, что на вопрос по поводу того кто рассчитывал эти пилоны, какое воздействие будет от газовой струи на пилота в момент пуска мне на стенде ответили, что данный вопрос еще не прорабатывался и пилоны находятся просто для придания более грозного вида :).

Была ли Юла уникальным явлением ?

Вот так вылядел Реактивный ранцевый вертолет МЕG-1x.



(Из публикации в Технике-Молодежи)
nbsp;   Его создателем был американский инженер, русский по происхождению Евгений Глухарев, бывший в фирме И. Сикорского одним из ведущих специалистов по двигателям. После долгих поисков и экспериментов он сконструировал для своего детища - МЕG-1x удачный реактивный двигатель, работавший на пропане. В пробных полетах Глухареву удалось продержаться в воздухе 18 минут и развить скорость около 90км/ч. (1957 год). Двигатель собственной конструкции, работающий на пропане, с тягой 9 кгс. Максимальная скорость 88,5 км/ч. Статический потолок - 1500 м. Максимальный вес -104 кг. Продолжительность полета - 14-18 мин.

Вот еще фотографии вертолетов которые можно было бы отнести к разряду ранцевых:





















Вернемся к "Юле" и её применению в войсках спецназначения.

Представим... Ночь... Бойцы войск спецназначения с матом и вспоминая чью то мать распаковывают полутораметровые мешки (именно в такие по мысли разработчиков умещается сия штука). Заливают горючку в бак с помощью подручных средств. Кряхтя напяливают конструкцию на себя. Один или два бойца рискуя собой закручивают винты... "Контакт!!!" Запускаются ПВРД... Рёв, свист...  Хорошо если одновременно... Кто-то из бойцов у же валяется и горит на земле, у него запустился один двигатель и сил устоять не оказалось... К нему бегут с огнетушителями...
    И вот с диким ревом, свистом и огненными кругами над головой, которые видно и слышно за многие километры, остатки группы поднимаются в воздух !!! Они идут низко над землей, если подняться повыше, то противник увидит их задолго до прибытия... Вот вспышка справа - налетел в темноте на провода и взорвался один из спецназовцев... Линия обороны противника. Спецназ слышат, видят и ждут... Их обстреливают с земли... 20 кило горючки за спиной - "приятное" дополнение для спецназа. Руки заняты управлением - ответный огонь не ведется... К месту назначения не прибыл никто.

Означает ли это ущербность идеи ранцевого вертолёта ? Нет, конечно... При наличии малошумящего (в отличии о ПВРД) двигателя, более простой конструкции такой вертолет конечно мог бы найти свое применение в войсках спец назначения да и просто у любителей экстрима.

А чем закончилась "уникальная разработка" ?
    Вот что писал БК:

nbsp;  На ВТТВ-2009 не будет ранцевого вертолета.
Полет не будет выставлять изобретения руководителя заводского центра Бета Вячеслава Котельникова. При всех заслугах своего знаменитого сотрудника гендиректор завода Григорий Мураховский скептически относится к его разработкам, самая известная из которых - ранцевый вертолет. Поэтому на военной выставке, которая пройдет в начале июня, решено их не показывать, потому что ни одна его затея не доведена до конца - сертификата нет ни на что. Показывать то, что продать невозможно? - посетовал г-н Мураховский на пресс-конференции. - Смысл теряется. Мы не можем добиться средств, чтобы сертифицировать все те вещи, которые он придумал. А чтобы их продвинуть, надо их доработать. Теоретически они могут летать, но это надо доказать. Никто никогда не подпишет бумаги, никто не сядет в ранцевый вертолет. Центральный авиагидроинститут дал заключение, что он не полетит.

P.S. Реально летающих ранцевых вертолетов похоже так и нет :) Вот даже у американцев их хваленый Solo Trek признан нелетающим... Хотя идея "Юлы" по прежнему будоражит умы...

P.P.S. Единственный вариант рацевого вертолета выпускаемый китайцами серийно :)

nbsp;

Авиация, История, Омск, Вертолет, память, ляпы

Previous post Next post
Up