Сороковые годы в истории нашей страны были временем невероятных успехов. Мы одержали победу в самой страшной войне в истории Человечества. Несмотря на огромные людские потери в этой войне (27 миллионов только погибших, а сколько ещё было покалеченных?) мы вышли из этой войны с гораздо более мощными Армией и Флотом, с выросшей экономикой. С сорокового по пятидесятый годы экономика Советского Союза выросла вдвое, тогда как у стран нынешней Большой Семёрки экономика, в совокупности, не выросла даже в полтора раза. Кстати, очень интересно сравнить, как выросла экономика этих стран за период с двадцать девятого года по пятьдесят пятый и как выросла наша. У «Большой Семёрки» она даже не удвоилась. У Советского Союза, за этот же период, - выросла в двадцать с половиной раз! Продуктовые карточки у нас отменили уже в сорок восьмом году, а в Великобритании, которая пострадала от войны в тысячу раз меньше нашей, - только через семь лет. В сороковые годы советская наука во многих областях вышла на лидирующие позиции в Мире. В эти годы был заложен фундамент наших будущих успехов в ракетостроении, в кибернетике и в исследованиях космоса. Наша система образования стала лучшей на планете. Пик эффективности учебного процесса приходится опять же на сороковые годы. Например, процент усвоивших школьный курс математики в те годы достигал 82%. Сегодня школьный курс математики усваивают 2,4%...
Может быть, первый успех нашего автопрома и не столь значителен, как достижения нашей науки, но это безусловный успех. Первый массовый легковой автомобиль в Советском Союзе сошёл с конвейера всего через четырнадцать месяцев по окончании войны! Никто от нас этого не ожидал. Тем более что наша «Победа» сразу вышла на мировой уровень автопрома. Машина получилась удачной во всех отношениях: элегантный городской автомобиль и, одновременно, внедорожник с весьма приличной проходимостью, очень надёжный, лёгкий в управлении... Советским конструкторам было сложно самостоятельно разработать автомобиль без изучения тенденций уже набравшего обороты авторынка Европы. И, как ни горько вспоминать, помогла им война. Красная армия позаимствовала у Вермахта некоторые образцы автомобилей, которые сразу были переданы для изучения на Горьковский автозавод имени Молотова.
За основу будущего ГАЗ М-20 «Победа» был взят автомобиль Opel Kapitan 1939 года.
Над компоновкой машины работала группа под руководством Бориса Кирсанова. Александр Кириллов был ведущим конструктором по кузову. Контроль над работой осуществляли: по шасси и двигателю - Александр Кригер, являвшийся первым заместителем главного конструктора ГАЗа Андрея Липгарта; по кузову - Юрий Сорочкин, подключивший к созданию форм машины талантливого художника Вениамина Самойлова... Переосмыслив весь дизайн, Вениамин Самойлов решил использовать конструкцию без выступающих крыльев, которая имела обтекаемую форму и утопленные фары. Конструкция и способ крепления задних дверей ничем не отличались от варианта, использованного в Опеле. Сердцем модели стал двигатель, использовавшийся американцами для танков от фирмы Додж.
Период разработки был осложнен ведением боевых действий: завод подвергался частым атакам, так как существовало предположение, что на нём велась разработка новой военной техники. В результате двадцати пяти воздушных атак со стороны немецкой армии были разрушены пятьдесят опытных корпусов, 9 км конвейерных линий завода. Но это всё так и не сорвало разработку автомобиля.
Хотелось бы также обратить внимание на историю названия ГАЗ М-20 «Победа». Первоначально автомобиля предполагалось назвать «Родиной». Согласно легенде, когда машина была представлена Сталину, тот, лукаво прищурившись, спрасил главного конструктора: «Ну, и почём собираетесь Родину продавать?». Эта шутка сподвигла разработчиков на поиски нового названия для автомобиля. В результате его назвали «Победой».
Именно под данным названием машина и появилась в правительстве на смотре в 1945 году. Разработчики представили две модификации автомобиля: с четырёх- и шестицилиндровыми моторами. Первый имел объём 2,11 л и мощность 50 л.с., второй - объём 2,7 л и мощность 62 л.с. Максимальная скорость составляла 105 и 120 км/ч, соответственно. На испытаниях по трассе Горький-Москва четырёхцилиндровая модель показала расход в десять литров, что стало самым важным фактором при выборе этой модели, так как с нефтепродуктами в то время была проблема.
Наша красавица!.. К таким формам мировой автодизайн придёт лишь десятилетия спустя.
Автомобиль «Победа» получил высокие оценки и широко стал использоваться в Европе, так как зарекомендовал себя как недорогой, выносливый, неприхотливый к различным видам бензина и комфортабельный легковой автомобиль.
Для большего распространения автомобиля в 1951-м году было открыто производство в Польше, где модель выпускали под названием «Варшава».
Производство «Победы» в СССР было прекращено в 1958-м году, в Польше - в 1973-м.
А вот что рассказывает о своей машине один из фанатов «Победы» Илья Моисеенко (к тексту я добавил картинки другого фаната, с его собственным дизайном «Победы»):
Я хотел притащить в обыденную жизнь мечту, совместить реальное и иллюзорное. Играть музыку 50-60-х среди поп-форматов нынешнего века, носить стильную одежду в эпоху массового ширпотреба и ездить на этом автомобиле. Автомобиле моей Мечты! Каждый день. Ездить по городу... Торчать в пробкам... Зимой... В летнюю жару... Под осенним дождём... «Это невозможно!» - говорили друзья, улыбкой встречая мои мысли о покупке. «Зачем тебе это надо?!», - недоумевали некоторые коллеги по авто-ретро. «Купи себе нормальную машину, как у других», - советовала мама... Но кто влюблён в ретро, тот меня поймёт. И «Победа» стала для меня реальным автомобилем. Но не сразу...
Я шил, пилил, паял... Не спал, уставал, узнавал, искал, создавал заново, придумывал, переделывал... Крутил гайки до полного изнеможения, падал и снова вставал и делал, чтобы стать чуть ближе к своей мечте. Как музыкант и артист я не являюсь профессиональным автослесарем и механиком. Мой путь - это открытое сердце человека, делающего свою мечту своими руками. Я искал и находил, пробовал и ошибался. Знаете, чему научила меня Победа? Спокойно относиться к неудачам. И конечно не сдаваться, бороться и побеждать!
Прошло уже четыре года, четыре счастливых года обладания эти прекрасным автомобилем. Победа постоянно, зимой и летом находится в эксплуатации, обладая всеми, необходимыми современному автомобилю опциями и при этом постояноо модернезируется, не теряя при этом своего стиля и шарма ретро-автомобиля. Сияя лаком и хромом она возит своего хозяина на программы и концерты, победно встаёт у входа, вызывая уважение окружающих, преданно ждёт меня после концертов, а потом заботливо обнимает, согревает и радостно везёт домой, создавая и поддерживая необходимый имидж. Машина активно учавствует в клубной жизни: авто-фестивалях, пробегах, прочих праздиках... Снимается в телевизионных программах, становится героем газетных публикаций... Ну и, как обычный автомобиль, ездит за продуктами, повергая в изумление посетителей торговых комплексов, уверенно забираясь на крышу - стоянку. Автомобиль-труженник!
ГАЗ М20 «Победа», кабриолет
ГАЗ М20 «Победа», пикап
Один из многочисленных новых дизайнов «Победы»
Ещё один дизайн...