В российской промышленности произошла углеродная революция. В «Алабуге», Татарстан, открылась одна из крупнейших в Мире линий по производству углеволокна, самого перспективного материала Двадцать первого века.
Инженерный мир одержим сбросом веса, тут углепластики незаменимы. Лучшие сорта в шесть раз прочнее титана, при этом впятеро легче высокопрочной стали, в 1,5-2 раза легче алюминия. Карбон долго был оборонным продуктом, но сейчас идёт не только на обшивку самолётов-невидимок и космические антенны, но и в тормозные диски, подшипники, детали двигателей и арматуру бетонных плит.
По статистике, космос и авиапром потребляют 20% композитов, 40% уходят транспорту и строителям, 15% электронике и машиностроению. По всем фронтам спрос бурно растёт. По прогнозам, к 2020 г. мировое производство углеволокна увеличится с нынешних 90 до 240-260 тыс. т в год. Цены на карбон тоже на высоте - когда несколько лет назад наметился дефицит, стоимость разом подпрыгнула вдвое.
В России до недавнего времени с углепластиком было негусто. На собственные нужды хватало только Росатому, производство обеспечивало 120 т в год. Но на перспективу этого до обидного мало.
Например, в лайнерах «Аэробус А350» и «Боинг-787» половину веса составляют композиты, 20% - алюминий, 15% - титан. На каждую такую машину нужно 30-50 т углепластика. И это не считая российского ВПК и возможного спроса на гражданское авиастроение РФ.
Пока углепластиковые сливки в основном снимают немцы и японцы, но их быстро догоняет Китай. Мощность первой линии в Алабуге - 1,7 тыс. тонн. Стройка началась в 2012 г., в марте 2015 г. завод вышел на маршевый рубеж, производство достигло 1,5 тыс. тонн. Это только начало, планируется пустить ещё 3-4 аналогичные линии. Такими темпами через несколько лет выпуск углеволокна достигнет 7-8 тыс. т в год. Россия сравняется с Китаем, полностью закроет потребности промышленности и начнёт масштабные поставки за рубеж.
Источник