Экономист Вазген Авагян любит рассказывать экономику в притчах, чтобы всем было понятно. На лекции про вступление России в ВТО он рассказал такую карабахскую сказку:
Жили два соседа, хитрый Керим и простодушный Ашот. Раз Керим говорит Ашоту: слушай, сосед, зачем мы растим на своих огорода и картошку, и кинзу каждый? У меня земля хорошо родит картошку, а у тебя - кинзу. Давай поделим труд, да и будем обмениваться: я тебе килограмм картошки, а ты мне килограмм кинзы…
Так и сделали. Оба довольны, у обоих тонна продукта выросла, все по честному. Пошел Ашот к Кериму, отдал килограмм кинзы, получил килограмм картошки. Обрадовался, что с картошкой больше возиться не нужно! Она у него и вправду плохо росла…
Однако килограмм от Керима он в тот же вечер и съел. На следующий день пошел снова к Кериму, опять несет килограмм кинзы. А хитрый Керим говорит: нет, брат, у меня ещё прошлый твой пучок не вышел, жди, пока съем все, потом поменяемся.
День проходит, другой, голодно Ашоту. Наконец, приехали к Кериму гости из Баку, всю ночь гуляли-пировали. Утром радостный Ашот бежит к Кериму, кричит издалека:
-Ну что, сосед, всю кинзу у тебя гости съели?!
-Какой там! - отвечает Керим - Едва до половины пучка добрались…
***
- Эту историю - говорит Вазген Авагян - я рассказал вам, мои молодые друзья, чтобы вы поняли суть внешнеторговой конкурентной либерализации. Существует шкала расчетов, которое правительством не просто игнорируется - вообще правительству нашему неизвестна. Существуют четыре категории: наш товар, наш покупатель, их товар, их покупатель. Мы, конечно, хотим наш товар продавать и нашему, и их покупателю. Но вот беда - их правительство не хочет, чтобы мы к ним с товаром ездили, а к себе их товар не пускали. И начинается, ребята, политический торг: пустите вы нас к себе, тогда мы пустим вас к себе.
Что тут главное? А главное вот что: сесть, посчитать, насколько НАШИ ПРОДАЖИ ТАМ БУДУТ ВЫШЕ ИХ ПРОДАЖ ТУТ. Вот я вам сказку рассказал, в чем там обман хитреца? Не в том, что кинза дороже картошки, их по условию задачки, как говорится, поровну земля рождала. И обмен был честным - эквивалентным, как мы, экономисты говорим.
Все упирается в расчет: сколько наших покупателей уйдут к ним, и сколько их покупателей перейдут к нам. Нам есть смысл заниматься внешнеторговой либерализацией только в том случае, если мы всерьёз рассчитываем, что МЫ продадим у НИХ больше, чем ОНИ у НАС. И - раз уж мы в этом уверились - мы начинаем требовать свободы торговли, стыдить их таможенными барьерами и все такое прочее…
Ну, а если нет уверенности, что МЫ там больше продадим, чем ОНИ тут, тогда и говорить о свободе торговли рановато. Мы же не дураки - впроголодь сидеть за чужое право увеличить барыш. Мало ли, что кинзу растить не труднее, чем картошку, и что растет её не меньше? Да хоть бы и легче, хоть бы и больше её росло! Дело в другом - если её МЕНЬШЕ НУЖНО, то нечего такой обмен начинать…