Сегодня Московский метрополитен отмечает свой семдесят четвертый день рождения. За этот долгий срок был пройден путь от первых тринадцати станций первой очереди, протяженностью 11, 6 километров до современных 177 станций с 292,2 километрами тоннелей (в двухпутном исчислении).
Татьяна Федорова в своей книги «
Наверху - Москва» так описывает эти дни:
…7 часов 45 минут 15 мая… Незабываемый день… Раскрылись двери всех станций столичного Метрополитена, и пассажиры устремились вниз. Поезда шли с интервалами в пять минут.
[...]
«Наш метрополитен построен с душой»,- сказал Отто Юльевич Шмидт, который среди первых почетных гостей побывал на трассе.
Именно с душой. Частица нашей души вложена в каждую пядь подмосковной земли, шаг за шагом отвоевываемую у подземного хаоса, в каждый отшлифованный кусок мрамора на колоннах, в каждый кубометр бетона.
Здесь мне хочется привести хронику из метростроевской летописи 1935 года.
* * *
Май. 13-е. (А еще говорят несчастливое число!) за успешное выполнение решения партии и правительства, обеспечение большевистских темпов в работе и за своевременное окончание строительства первой очереди Метрополитена постановлением ЦИК СССР награждена орденами и медалями большая группа строителей метро.
Май. 15-е. В 7 часов утра открыт Московский Метрополитен для всеобщего пользования с 7 утра до 1 часа ночи.
Первое расписание: прибытие поезда со станции «Крымская площадь» 11 часов 17 минут. Отправление на «Сокольники»: 11 часов 19 минут. Прибытие из «Сокольников» - 12 часов 30 минут, отправление - 12 часов 32 минуты.
…Первый поезд метро состоял из двух вагонов: моторного № 0001 и прицепного № 1001. Вагоны были красного цвета. Вел этот поезд инженер завода «Динамо» М. Шполянский. (В наши дни вагон № 1001 обосновался в депо станции «Сокол». В нем устроена лаборатория для проверки состояния путей. Вагон № 0001 продолжает иногда совершать рейсы из депо «Измайловская». За сорок лет работы он наездил свыше 3-х миллионов километров.)
…На первой линии Метрополитена, протяженностью 11,6 километра, было 13 станций. Первое время четырехвагонные составы совершали рейсы с пятиминутными интервалами в двух направлениях: в сторону Парка культуры и Смоленской площади. К концу года поезда стали шестивагонными, интервалы сокращены до четырех минут.
…На первой очереди Метростроя освоены способы: щитовая проходка, искусственное водопонижение, замораживание и кессонный способ.
* * *
Сегодня мы с вами пройдемся по тоннелям вокруг станции «Комсомольская-радиальная». Ведь именно на эту станцию 15 октября 1934 года прибыл первый состав из депо «Северное» и совершил челночный рейс по одному пути до станции «Сокольники». Перед тем, как пройти за торцевую калитку и спуститься на путь, давайте вспомним, как она
строилась в те далекие года.
Строители станций «Комсомольская» впервые пришли к месту работ 3 мая 1933 года. Нас было немного, мы затерялись в шуме площади. Нам предстояло врезать в самое людное место Москвы железобетонную коробку, содержащую в себе зал длиной в 155 метров и шириной - 16,8 метра. Снизу и сверху, справа и слева подземную коробку нужно было обернуть многослойной гидроизоляцией: листами рубероида и пергамина.
Площадь трех вокзалов шумела, как всегда. Мы должны были сохранить этот деятельный шум в полной неприкосновенности. Сооружая станцию открытым способом, вспарывая мостовую, мы обязались оставить проход для трамваев, автобусов, пешеходов и для всего «карусельного» движения площади.
Прежде всего нам нужно было изучить площадь, наметить места для конторы и склада, приступить к разбивке станции. А площадь так велика, что трудно охватить ее единым взглядом. Жизнь площади хорошо наблюдать с птичьего полета.
И вот первое, что мы сделали, - отправились на Казанский вокзал, получили специальное разрешение и поднялись на башню «Сумбеки». Высота ее - примерно 50 метров. Отсюда мы действительно увидели площадь и поняли всю трудность предстоящей работы. [...]
Итак станция представляет собой зал длиной в 155 метров. Ширина этого зала в том месте, где проходят платформы, - 16,8 метра. Выше зал расширяется - по всей его длине, справа и слева бегут балконы, главенствующие над нижней частью зала, над платформами и железнодорожными путями. На уровне балкона ширина зала достигает 23,30 метра. В сущности это большая подземная улица. По крайним концам платформы расположены двухярусные залы - вестибюли. Вместе с балконами они образуют как бы второй этаж подземной улицы. Правый и левый балконы соединены между собой переходами. Переходы переброшены через железнодорожный путь и в свою очередь сообщаются с платформой при помощи широких лестниц. Перекрытие этой двухэтажной улицы покоится на двух рядах мраморных колонн. Колонны идут посредине платформы, открывая просторную и широкую перспективу. Два ряда других колонн идут по балконам. [...]
Бойку шпунта мы закончили в феврале 1934 года.
В марте Комсомольская площадь представляла собой настоящий цыганский табор. Всюду горели костры. У костров копошились тысячи людей. Клиньями и кувалдами они разбивали мерзлый грунт.
Площадь подготовлялась к механизированной выемке котлована. Работа трудная, медленная, изнурительная. Установились последние морозы зимы. Материально-бытовые условия на площадке не очень-то способствовали успешной работе. Не было помещений, где рабочие могли бы согреться. Столовая только строилась. Выпить стакан чаю - и то негде.
А время подгоняло нас. Подготовительный период наших работ затянулся. Земли мы вынули мало. Не уложили ни одного кубометра бетона. Готовыми оказались только металлическая стена вокруг будущего котлована да сваи в нем. За следующие восемь месяцев нам нужно было вынуть и вывезти 100 тысяч кубометров земли и уложить 34 тысячи кубометров бетона. В тупик стали даже такие опытные и грамотные инженеры, как товарищи Плющ, Щепакин, Глазков. Передовая статья в журнале «Метрострой» сообщала: «Положение работ на станции «Комсомольская» угрожающее». [...]
И вот пока в середине площади кипела работа по выемке основной массы грунта, немного поодаль, почти у главного входа в Казанский вокзал, землекопы быстро продвигались вниз, к «отметке». Это была настоящая драка с упрямой землей. Десять дней не показывалась проклятая «отметка». Наконец - о, радость! - 21 февраля 1934 года бригада Гурова дошла до «отметки» и расчистила на ее уровне площадку в 6 квадратных метров. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: следующая смена ночью упустила воду и затопила «отметку». [...]
В 6 часов утра 26 августа люди улыбнулись впервые. Сооружение железобетонной коробки было закончено. Однако мы не собирались отдыхать. Пока мы имели только коробку для станции. Нам нужна была сама станция - мрамор, бронза, воздух и свет! Надо было очистить коробку от лесов - 150 вагонов леса! Надо было убрать строительный мусор - 50 вагонов мусора! Надо было заизолировать внизу станции бетонные тумбы с остатками срезанных свай - 586 толстых тумб!
Отдельное спасибо хочется сказать:
- пресс-службе Московского метрополитена (
mosmetro)
- Службе тоннельльных сооружений
-
Самизнаетекому за 5D и 17-40 4L
Официальное описание станцииОписание на
www.metro.ru 20 фотографий, общий вес 2,9 мегабайт
I путь.
I путь. Вид в сторону станции «Красных ворот».
Начало двухпутного тоннеля. Раструб.
Необычная шахта в кессонном участке. Прямоугольной форму прямо над путями. Выхода на поверхность уже давно не имеет.
Сопряжение тоннеля построенного горным способом и кессонного участка.
Справа - сбойка на кольцевую линию.
Сопряжение тоннелей открытого и закрытого способа работ.
II путь.
Путевое развитие станции.
Стрелочный пост.
III и IV станционные пути.
Перекрестный съезд.
Ночная расстановка. Слева начинается ветка в депо. По ней мы пройдемся в следующей части.
...
Полосатый рейс. :)
Ночная расстановка между станциями «Красносельская» и «Комсомольская»
Тупиковая призма IV станционного пути.
IV и II станционные пути. На втором пути чуть в отдалении виден стоящий состав.
...
...
метро |
другое метро |
метрострой |
фотомарафон(с)
www.metro.ru, Russos, 2009