Калининградская область | Часть III | Мазурский канал

Mar 16, 2009 23:12

Калининградская область | Часть III | Мазурский канал


Остатки шлюзов произвели на меня неизгладимое впечатление. Такой памятник сумрачному тевтонскому гению. Сильно был поражен качеством бетона. Не смотря на более чем 50 лет он в отличном состоянии. Сохранившийся металл, который не срезали пидорасы-металлисты, тоже в хорошем состоянии, только слегка ржавый. Умели тогда строить - на века.

Для исторической справки обратимся к работе В.А Миловского «Мазурский канал - история и совеременность»

Идея создания водного пути, соединяющего Мазурское поозерье с бассейном реки Преголи, возникла ещё в орденские времена. О необходимости такой водной магистрали говорили также Великий курфюрст Фридрих Вильгельм и король Фридрих I. Это вызывалось стремлением иметь удобный и дешёвый путь для перевозки сельскохозяйственных, а позже - промышленных грузов вплоть до Кенигсберга или по Дейме в Куршский залив. В XIX-XX веках к этим задачам присоединился туристский аспект.

Однако только в царствование Фридриха Великого, во второй половине XV века благая идея стала обретать реальные очертания. Первый проект и его реализация непосредственно связаны с именем обер-президента Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта, жившего с 1712 по 1781 год. Это тот самый Домхарт, который, будучи гумбинненским камер-президентом, в январе 1758 года просил главнокомандующего русскими войсками Фермера «принять население гумбинненской камеры под покровительство», а позже поддерживал лояльные отношения с русской администрацией, одновременно являясь главным связующим звеном с прусским королём; говорят, и деньги ему отправлял. В июне 1762 года Домхарт выступил с резкими требованиями скорейшего вывода русских войск.

Сразу же после завершения Семилетней войны, в 1764 году был разработан план строительства, onределивший конечные пункты и маршрут прокладки Мазурского канала. Под наблюдением Домхарта к 1776 году (за 12 лет) прорыто 50-километровое ложе, по которому вода из озера Мауэрзее на Мазурской возвышенности самотёком пошла к Алленбургу, где впадала в Алле. По каналу, вниз по течению, поплыли гружёные лодки и баржи. Как обстояло дело с движением в другую сторону, против течения, не знаю. Очевидно, не обходилось без «прусских бурлаков». Как часто бывает, после смерти Домхарта в1781 году канал постепенно приходил в запустение: неглубокое русло заболачивалось, береговые насыпи разрушались.

Прошло почти сто лет, когда о канале вспомнили вновь. В 1874 году был разработан новый проект, предусматривающий строительство канала на основе старого русла с применением шлюзов. А потом последовало длительное, с большими перерывами согласование организационных и финансовых вопросов - вплоть до 1908 года.

В 1908 году наконец проект был утверждён, и приступили к практическим работам. Непосредственное руководство было возложено на два управления, находившихся в Инстербурге: северного и южного участков канала. До начала Первой мировой войны (за 6 лет) большая часть шлюзов была построена. Война прервала строительство. В 1922 году работы возобновились, но по финансовым причинам - в связи с надвигающейся депрессией - вскоре были свёрнуты. Последний этап, связанный с модернизацией шлюзов и дамбированием русла, начался в 1934 году. Как известно, это было время массового строительства дорог по всей Германии. Вокруг канала выросли бараки для рабочих, по берегам протянулись рельсы для вагонеток, впервые заработали экскаваторы. Несмотря на широкий фронт работ и массу участников, применялись меры секретности. Было запрещено фотографирование. На немецких топографических километровых картах 1936 и 1939 годов не показаны шлюзы и русло канала к югу от Георгенфельде. Это даёт основание говорить также о планах использования канала в перспективе для перевозки военных грузов.

Строительство канала продолжалось и с началом Второй мировой войны. В 1942 году, после первых поражений на фронте, работы были свёрнуты. В начале 1945 года, с приближением Красной Армии, взорваны мосты над каналом. А в декабре 1945 года канал перерезала новая государственная граница между СССР и Польшей.

Так оборвалась история этого строительства.

Поскольку Мазурский канал - прежде всего гидротехническое сооружение, нельзя обойти его инженерные характеристики. Длина канала составляла 50 километров. Конечными пунктами его являются: озеро Мауэрзее (теперь польское Мамры) и река Алле (Лава) в километре от Алленбурга (теперь пос. Дружба). Разница в уровнях этих мест составляет 111 метров. Ширина канала по зеркалу воды 14 метров, а глубина 2,5 - 3 метра. Это гарантировало движение барж, буксиров, катеров с осадкой не более 1,5 метров.


Канал оборудован 10 шлюзами, 5 из которых - на Калининградской земле, другие 5 - в Польше. Шлюзы находятся:
- в Калининградской области: в пос. Дружба - 2 шлюза, в Гросс Аллендорфе, Вильгельмсхофе и в Озерках Вольных (бывшее Георгенфельде) - по одному;
- в Польше: в Лангенфельде, Кляйн Байорене, Зандхофе - по одному, в Фюрстенау - 2 шлюза.

Размеры шахт шлюзов: длина 45 метров, ширина 7,5 метра. Наиболее глубокие шлюзы: в Фюрстенау -17, Георгенфельде - 15,5 и Гросс Аллендорфе - 12 метров.

В зависимости от глубины шахт шлюзы имеют две различные системы запоров. У «глубоких» шлюзов - вертикальные запоры, у «мелких» - обычные ворота.

Через канал было построено много мостов высотой четыре метра над зеркалом воды. Только на северном участке в 25 километров находилось 18 мостов, в том числе три железнодорожных для веток Велау - Фридланд, Гердауэн - Инстербург, Гердауэн - Норденбург. Сейчас действует лишь линия Железнодорожный - Черняховск.

По сохранившимся опорам мостов видно, что они были одноколейными, но есть два «широких» моста с подъёмными затворами. Эти мосты находятся в лесном массиве юго-восточнее Озерков Вольных. Используя ложе канала длиной в 500 метров, мосты с затворами одновременно выполняли функцию 1 дополнительного шлюза. Большая часть русла канала дамбирована, высота береговых валов (дамб) колеблется от 5 до 9 метров. Имелись специальные устройства, которые в засушливые годы собирали воду из близлежащих ручьёв, пополняя основное русло, а в половодье лишняя вода отводилась в сторону.

Давайте посмотрим на несколько фотографий шлюзов, находящихся на польской стороне:



Шлюз Lesniewo.



Вы посмотрите на монументального немецкого орла на фронте!



Шлюз Lesniewo. Я так понял нижний (Dolne) бьеф.



Монументальное сооружение.



Шлюз Guja. Нижний бьеф.



Шлюз Guja. Вверхний бьеф.

На сайте написано, что этот шлюз единственный, который был полностью закончен. Он до сих пор работает и если верить написанному, то можно попросить смотрителя показать работу ворот шлюза. Так же написано «Сегодня, дома в деревнях и Przystan Guja находятся в ведении регионального управления водными ресурсами в дирекции Гижицко. На неактивных участках канала наполнена водой стоял, заросших растительностью с bujnie являются zeremia бобры. Все существующие приборы в канале, рассматриваются в качестве реликвии hydrotechniki.» Простите, автоматический перевод гугля с польского.

Реликвии! У нас же все полимеры на металл порезали, пидорасы!



Шлюз Bajory Wielkie.



Шлюз Bajory Wielkie. Сооружение было готово на 70%

Ссылки для самостоятельного изучения:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мазурский_канал
http://www.klgd.ru/ru/city/750/almanac/a3_22.php
http://www.milovsky-gallery.albertina.ru/index_r.phtml?chnum=10
http://oldwww.fuw.edu.pl/aw2p2/sub/k/kanal_mazurski/kanal.html
http://www.mazury.info.pl/atrakcje/kanal-mazurski/
http://sturman.livejournal.com/115658.html - зимнии фотографии от Штурмана

А теперь давайте посмотри два шлюза, находящихся в Калининградской области.

52 фотографии, общий вес 9,2 мегабайт





.::кликабельно::.
1500x900, 1.0 Mb



.::кликабельно::.
2490x900, 1.6 Mb



Какие-то колодцы в башне управления. Видимо внизу были смонтирована заслонки, а сверху их привод.



Камера шлюза.



Вид с башни управления ниже по течению.



Внутри башни управления. Вынесено все.



Верхний бьеф шлюза. Видны старые деревянные быки, ограждавшие шлюз.



Внизу находилась труба, по которой вода (имхо) поступала с верхнего бьфе вниз.



Вот так она выглядела, пока её не срезали.



Вид с верхнего бьефа.



...



...



...



Нижние ворота вертикального типа.



Поплавковый рым. К нему швартовался корабль и вся конструкция опускалась (или поднималась) при изменении уровня воды в камере шлюза.



Плотина верхнего бьефа. Слева виден водозабор для пропуска воды транзитом и наполнения шлюза.



Осталось загадкой тип верхний ворот. По наклонной штуковине с роликом мы предположили что затвор опускался и поднимался на шарнирном креплении снизу. (Как затвор в метро, например на станции «Театральная»)



...



Башня управления.



Верхний бьеф.



Одна из водопропускных труб из верхнего бьефа.



Верхний бьеф.



Высота камеры 15,5 м.



Какие-то привода заслонок. Интересно, насколько это было механизировано...



...



...



Затвор нижнего бьефа.



Мазурский канал.



...



...



...



Сумрачный тевтонский гений.



.::кликабельно::.
1780x900, 1.1 Mb



.::кликабельно::.
2770x900, 1.7 Mb



.::кликабельно::.
2600x900, 1.9 Mb





.::кликабельно::.
1900x900, 0.9 Mb



Камера шлюза.



Нижних ворот нету. Тут они были, судя по всему поворотного типа.



Верхний бьеф. Какие-то смотровые колодцы или доступ к приводу заслонок.



Верехний бьеф. Тут тоже были обычные поворотные ворота.



...



Шахта верхнего водозабора.



...



Верхний бьеф.



Слева, перед плотиной, виден портал водозабора.



...



Мазурский канал.



Трасса канала.



...



...



Плотина верхнего бьефа. Внизу видны отверстия, через которые вода, видимо, поступала в шлюз при его заполнении.



Там был привод верхних ворот.



.::кликабельно::.
1600x900, 1.0 Mb

(с) Russos, 2008

вода, пейзажи, abandoned, trip, Калининградская область

Previous post Next post
Up