Монолитные обделки

Jan 22, 2008 17:17

   В рамках работы над http://metro.ru/ продолжаю публиковать отрывки из книги профессора Ю. А. Лиманова «Метрополитены» (Москва 1960). Фотографию однопутного тоннеля из монолитной обделки вы можете посмотреть по этой ссылке.

Так как рисунок №33 не имеет никакого отношения к теме Московского метрополитена, а так же к теме Советского метрополитена, то я не стал его перерисовывать. Но для желающих с ним ознакомиться я вставил в текст ссылку на отсканированный вариант.

3. КОНСТРУКЦИИ ТОННЕЛЕЙ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ
   Конструкции тоннельных обделок могут применяться сборные — из железобетонных, бетонных или металлических элементов и монолитные из бетона или железобетона. При этом в проекте Технических условий отмечено, что основными материалами конструкций тоннельных обделок должны быть сборный бетон и железобетон. Внутренние конструкции станций и других тоннельных сооружений, как правило, предусматриваются из сборного железобетона.

   Бетонные и железобетонные тоннельные конструкции должны рассчитываться по методу предельных состояний (несущей способности, деформациям, образованию и раскрытию трещин), чугунные и стальные конструкции могут рассчитываться и по допускаемым напряжениям.

Расчет тоннельных конструкций ведется на основные, дополнительные и особые сочетания нагрузок, которые принимаются в самых невыгодных для отдельных элементов и всего сооружения комбинациях.

Нормативная величина давления на обделку определяется в зависимости от конкретных геологических и строительных условий сооружения тоннелей: с учетом работы породного разгружающего свода или на полный вес вышележащих пород. Горизонтальное горное давление принимается в зависимости от физико-механических свойств породы, но не более 70% от вертикального горного давления. При наличии в породах свободной (несвязанной) воды учитывается также гидростатическое давление.

Тоннельные обделки, сооружаемые закрытым способом, рассчитываются с учетом упругого отпора породы в лотке и боковых частях контура обделки. При заложении тоннелей ниже уровня грунтовых вод проверяется устойчивость тоннелей против всплывания.

Монолитные обделки
   Монолитные обделки выполняются в большинстве случаев из бетона, железобетона, естественных и искусственных камней.

Марка бетона назначается 200-300 для бетонных обделок и 200-400 для железобетонных обделок. Кладка обделок из естественных или искусственных камней ведется на цементном растворе марки не ниже 50 для конструкций с наружной гидроизоляцией и не ниже 100 для конструкций без наружной изоляции.

Монолитные обделки, сооружаемые в водоносных породах, должны иметь внутреннюю гидроизоляцию, исключающую проникновение подземных вод в тоннели метрополитена. Для этой цели обычно применяется оклеечная гидроизоляция с железобетонной оболочкой («рубашкой»), рассчитанной на воспринятие гидростатического давления

На I очереди строительства Московского метрополитена, сооруженной в основном горным способом, широко применялись обделки из монолитного бетона с оклеечной четырехслойной гидроизоляцией, поддерживаемой железобетонной оболочкой толщиной 20 см (рис. 32). В случае незначительного притока воды применяют жесткую гидроизоляцию в виде нанесенного на внутренний контур обделки торкретного слоя толщиной 2-3 см по металлической сетке. Примером подобного решения является обделка однопутного тоннеля Парижского метрополитена (рис. 33).



Рис. 32. Бетонная обделка однопутного тоннеля Московского метрополитена
   Применяемые в некоторых случаях монолитные обделки тоннелей под два пути имеют несколько иное очертание. Так, например, двухпутная обделка на I очереди строительства Московского метрополитена имеет коробовое очертание также с внутренней оклеечной гидроизоляцией, поддерживаемой железобетонной оболочкой (рис. 34). Необходимо отметить, что вследствие постоянного температурного режима в тоннелях метрополитена глубокого заложения осадочные швы не устраиваются.



Рис. 34. Бетонная обделка двухпутного тоннеля Московского метрополитена
(с) www.metro.ru, Russos, 2007

metro.ru, другое метро, метрострой, теория, метро

Previous post Next post
Up