(Untitled)

Oct 07, 2024 12:35

Быть первым - трудно. Шаг в неизвестность - сложен.


Read more... )

метрострой, теория, метро

Leave a comment

russos October 7 2024, 12:55:01 UTC

вы приводите ссылку на Нойтаца, а этой фразу там нет. Как нет в само Нойтаце. Т.е. вы выдернули эту цитату из расхожего текста в инете.

Теперь по существу из Нойтаца по вашей ссылке:

Приходилось опровергать множество предрассудков и слухов. В широких кругах населения Москвы царило мнение, что работа в шахтах сопряжена со множеством жертв. Многие верили, что на строительстве метро применяются принудительные работы, людей бьют, и едва ли хоть один останется в живых. На одном комсомольском собрании юная комсомолка оправдывала свой отказ идти на строительство метро тем, что рабочие там голодают и мерзнут. После разъяснительных бесед и под давлением присутствовавших на собрании функционеров лишь немногие разрешили занести себя в списки. Газета «Комсомольская правда» одновременно давала пояснения и привлекала комсомольцев обещанием, что на Метрострое они будут получать сдельную оплату и дополнительно в течение первых двух месяцев, пока привыкнут к работе, 30 руб. надбавки. Несмотря на это, многие комсомольцы были недовольны, когда организация направляла их на строительство метро. Работа в шахтах по праву считалась самой тяжелой, и даже самые боевитые оказывались на грани физического истощения. Другие не хотели отказываться от только что начатых занятий в вечерней школе из-за сменной работы на строительстве метро.

Поскольку не находилось достаточно добровольцев, комсомольские секретари оказывали давление на членов своих организаций. Многих откомандировали против их воли или исключали из комсомола за отказ отправиться на Метрострой. Часть мобилизованных сбежала со стройки уже через несколько дней после ознакомления с условиями труда. Поскольку это означало исключение из комсомола, многие возвращали свои комсомольские билеты. Один комсомольский секретарь по распоряжению райкома вынужден был, наконец, сам отправиться на Метрострой, так как мобилизованные им люди разбежались.

И еще цитата:

Как уже упоминалось, среди москвичей было распространено представление, что на строительстве метро в крупном масштабе применялся труд заключенных. Подобные утверждения содержатся и в некоторых исторических трудах. Указания источников по этому поводу различны: на каменоломнях и гравийных карьерах Метростроя под Москвой время от времени действительно использовался по преимуществу труд заключенных и мелких преступников-рецидивистов. В самой же Москве отказывались от сколько-нибудь заметного применения принудительного труда, поскольку тот никак не соответствовал созданному пропагандой образу элитарной стройки энтузиастов, служившему приманкой для иностранных гостей. Здесь трудились исключительно бывшие заключенные с Беломорско-Балтийского канала, которые были освобождены после окончания сооружения канала в 1933 г. и осели на Метрострое, а также специалисты, осужденные как «вредители», но теперь понадобившиеся как носители технических знаний. Ярко выраженной стройкой с применением принудительного труда метрополитен стал в последующие годы. После Второй мировой войны на строительстве метро в Москве пришлось потрудиться и немецким военнопленным.

Осенью 34 года на стройке работало 75000 человек. Вообще через метрострой прошло гораздо больше. Да, кто не хотел или не выдерживал - те уходили. Никто их не держал. Естественно, сделать так, чтобы угодить всем 75 000 (а по общему числу еще больше людей) нельзя. И мотивы у всех были разные.

И да, были те, кто шел добровольно и осознано. были те, кому не нравилось. всякое было. Но именно задор и желание сделать работу у комсомольцев в итоге определило итог стройки и успешную сдачу метро

Reply

radio_weiss October 7 2024, 13:23:00 UTC

Александр, по ссылке один текст, а затем цитата из Вики, которая тоже опирается на текст (а не на что-то там из интернета), ну да неважно. Конечно, были среди первых метростроевцев идейные, а где их не было в те годы? Однако, ан масс, человек остаётся человеком, и заставить его корячиться на тяжелейшей работе могут либо деньги, либо грубая сила. Были и энтузиасты, как вы пишете, но очень вряд ли десятки тысяч человек спускались в забой для того, чтобы "сделать пролетарскую столицу ещё лучше и краше."

Reply

russos October 7 2024, 15:11:52 UTC

в истории метро в статье Вики было написано, что метро строили заключенные. на убирание этого бреда я потратил много времени, но убрали с коллегами в итоге. так что Вики тут вообще не показатель.

Каков там был процент - конечно никто не скажет. Кто за идею, а кто за деньги. а кто и за то и то. Но они были. Я же не пишу про количество людей? :)

Reply


Leave a comment

Up