15 ноября метрополитену Санкт-Петербурга исполнилось 65 лет! Вместе с Михаилом Крайновым (
samiznaetekto) и его проектом «
Несбывшийся Ленинград» мы подготовили для вас небольшую подборку документов по постановлению о строительстве метрополитена в этом прекрасном городе.
Но сначала я вам покажу немного фотографий, которые я сделал в тоннелях Питерского метро много лет назад. На заглавной фото вид из тоннеля на станцию «Лиговский проспект»
1. Первая серия фотографий была снята в 2004 году. Это вид на электродепо «Девяткино». Справа еще виден не разобранный гейт с жд.
2. Оборотные тупики. Станцию уже не помню.
3. Санкт-Петербург - это царство железобетона. Чугунные тюбинги применялись только на первой очереди. Потом массово перешли на железобетонные.
4. А это уже 2006 год. Гермоворота.
5. Перегонный тоннель.
6. Опять же, уже не помню, где ходил. Может это ССВ, которая тогда работала как перегон.
7. Ходок в санузел.
А теперь самое вкусное. Работая в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) случайно наткнулся на проект постановления Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров Союза ССР «о строительстве Метрополитена в гор. Ленинграде». Проект был выполнен Управлением Государственного Ордена Ленина Строительства Московского Метрополитена «Метрострой». Дело хранится в фонде 1884 «Министерство путей сообщения СССР (МПС СССР)», оп. 49, дело 1049 «Доклад начальника строительства метро». 1940 год. Само дело содержит много материалов про строительство железнодорожных тоннелей под Амуром и в Киеве.
8. Письмо Кагановичу от заместителя начальника Метростроя Самодурова от 7 декабря 1940 года.
9. Самые основные пункты по Ленинградскому метро. Названия станций, длина, габарит, глубина заложения и тип обделки.
10. Отдельно прописаны пункты ПВО - устройства спецсооружений для использования станций и тоннелей для массовых бомбо- и газовых убежищ. Самое интересное - это предусмотреть устройство дополнительных убежищ специального типа для укрытия 5-10 тысяч человек на каждой станции. Ну и железобетонные тюфяки. И срок окончания строительства - декабрь 1942 года. Естественно, построить 17 километров за два года абсолютно нереально. Но строить надо срочно, поэтому можно делать без смет и проектов.
11. Пункт 13 для меня загадка - что это дает? Ну и выделить рабочих (25 000 человек), дополнительное вознаграждение, жилплощадь.
12. Выделить дома, оборудование и разместить заказ на изготовление щитов. Между прочим 24 станционных, 45 перегонных и 12 станционных блокоукладчиков. Итого 69 щитов!
13. Выделение помещений, свалок, капитальные дома и грузовые трамваи.
14. Выделение ресурсов, материалов, заводов, карьеров и так далее.
15. И даже так.
16. И отдельная глава про электроэнергию.
17. Изготовление тюбингов.
18. 75 грузомоторных и 150 прицепных трамвайных вагонов.
19. Обеспечить, обязать.
Общий мотив проекта постановления таков: Мы даем все, что нужно. Вы строите метро.
У проекта «
Несбывшийся Ленинград» Михаила Крайнова в коллекции документов есть более поздние варианты этого проекта Постановления: «Мы не могли ими не поделиться, дополнив документы, которые нам показал Александр».
20. Вот так представленный выше проект стал выглядеть после того, как с ним ознакомились. 1940 год. С исправлениями. ГАРФ.
21. С множественными исправлениями! ГАРФ.
22. Следующая версия проекта Постановления о строительстве метрополитена в Ленинграде, 1940 год. ГАРФ.
23. Окончательная версия постановления. «Совет народных комиссаров» и «Центральный комитет» местами в заголовке поменяли. 1940 год, ГАРФ.
Кратко можно сказать так - вы нам постройте метро, но мы вам ничего не дадим. Как хотите, так и стройте! Из окончательной версии проекта все почти выкинули.