Почти всегда, когда я рассказывал про тепловые станции, работающие на угле, я о самом угле рассказывал очень мало. Пора это исправить на примере Красноярской ТЭЦ-3 Сибирской Генерирующей Компании. Давайте посмотрим, как уголь попадает на станцию и что с ним происходит. Но сначала небольшая историческая справка о самой станции.
Технико-экономическое обоснование и акт выбора площадки строительства Красноярской ТЭЦ-3 были утверждены Минэнерго СССР ещё в 1976 году. Строительство электростанции началось в 1981 году. Первыми в 1986 году в отдельном корпусе были установлены три газомазутных паровых котла. Затем в 1991, 1992, 1993 и 1997 годах в котельной вводилось в строй по одному водогрейному котлу, которые позволили улучшить теплоснабжение города. Строительство главного корпуса было приостановлено в 1990-х годах из-за недостатка финансирования и возобновлено лишь в 2007 году. И 1 марта 2012 года наконец-то был пущен в промышленную эксплуатацию энергоблок №1. Сейчас мощность станции составляет 208 МВт, а тепловая - 582 Гкал/час.
1. Красноярская ТЭЦ-3, единственная в городе ТЭЦ на левом берегу Енисея, отапливает промышленные предприятия и жилые дома Советского района Красноярска, жилмассивы «Северный», «Аэропорт», «Покровский», «Иннокентьевский» и др.
2. Энергетический уголь марки Б2Р на станцию поступает с Бородинский разрез Канско-Ачинского угольного бассейна, который расположен вблизи города Бородино в 164 км от станции.
3. Вагоны с углем в вагоноопрокидыватель подает электровоз с дистанционным управлением.
4. Как следует из названия «вагоноопрокидыватель» в нем вагон опрокидывается и весь уголь высыпается.
5. Через решетки уголь попадает в бункер накопитель.
6. Через небольшой транспортер уголь попадает в первый конвейер.
7. Так как на станции планируется построить второй энергоблок, то для него оставлен задел - здесь будут как раз бункеры накопители второй очереди.
8. Первый конвейер. Слева рабочая нитка, справа - задел для второго блока.
9. Уголь по конвейеру попадает в башню пересыпки. Станции может работать «с колес», когда весь уголь попадает сразу в котлы, но это не всегда возможно, когда поступающего угля больше чем необходимо в данный момент. Тогда в этой башне уголь отправляется на склад.
10. Открытый угольный склад объемом 270 тысяч тонн.
11. Весь уголь, поступающий в котлы, проходит проверку в лаборатории.
12. Арбитражные пробы хранятся месяц. Они нужны, если возникнут какие-либо вопросы по качеству топлива.
13. Запас угля позволяет работать станции в отопительный сезон примерно около месяца.
14. Транспортер с углем. Сначала он попадает на дробилки, которые расположены в отдельном здании, перед КТЦ.
15. Но перед котлом расположены мельницы, которые делают угольную пыль, которая смешивается с воздухом и вдувается в котел.
16. Колеса мельниц на ремонте.
17. Паровой котел ТПЕ-216 предназначен для получения пара высокого давления при сжигании бурых углей с большим содержанием влаги, с высоким содержанием в золе окислов кальция (до 50%) и высокоабразивных углей. Паровой котел однобарабанный, с естественной циркуляцией, имеет П-образную компоновку поверхностей нагрева.
18. На станции установлена одна турбина мощностью 208 МВт. Турбогенератор для первого энергоблока с воздушным охлаждением был изготовлен на заводе «Электросила». В 2018 году он был заменен на генератор с водородным охлаждением завода НПО «ЭЛСИБ». Старый генератор пока находится на территории станции. Если вдруг он вам нужен - вы можете его купить :)
19. Главный щит управления.
20. Угольная эстакада, которая использовалась когда работали только водогрейные котлы.