Станция «Электрозаводская»

May 17, 2019 10:56

15 мая - это день рождения Московского метро. Об этой дате знают все, кто так или иначе интересуется историей транспорта вообще и метрополитена в частности. Но так уж получилось, что в этот день, но в 1944 году открылась станция «Электрозаводская». Причем, это единственная станция, открытая в этот день, помимо пуска первой очереди. На мой взгляд день рождения этой станции незаслуженно забывают в этот день. А в этом году у станции юбилей - 75 лет!



Станция была открыта в составе участка «Курская» - «Измайловская» (ныне «Партизанская») на действующем с 18 января 1944 года перегоне (третья очередь строительства). Название дано по Московскому электрозаводу имени Куйбышева, в настоящее время представляющему собой комплекс трёх заводов (собственно Электрозавод, МЭЛЗ и АТЭ-1). Станция является памятником культурного наследия России.

1. Станция является жемчужиной Московского метрополитена. Её отличает необычное освещение - круглые углубления, где расположены лампочки.


.::кликабельно::.

2. В ряду находится 6 лампочек и в момент открытия их было 318. После войны, когда на станции поставили гермозатвор, то лампочек стало 282.


3. Так же было демонтировано два барельефа - сейчас их 12.


4. Барельефы из прохоро-баландинского мрамора на пилонах центрального зала посвящены теме труда (скульптор Г. И. Мотовилов). Здесь изображены работники Электрозавода, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т. д.


5. В проекте станции конца 1930-х годов в пилонах планировалось сделать углубления, в которые собирались поместить бюсты героев-стахановцев, но при составлении списка рабочих для изображения приходилось постоянно менять фамилии, поскольку каждый завод хотел увековечить своего работника. В результате от этой идеи отказались.


6. Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Вики пишет, что «диаметр центрального зала - 9,5 метра, диаметр боковых залов - 8,5 метра». Но у меня тут есть смонения. Если это сталинская пилонная станция раннего образца, то боковые залы на ней тоже были по 9,5.


7. Изначально образ станции связывался с расположенным поблизости Электрозаводом. В 1943 году, после возобновления работ над станцией, актуальной стала тема героического труда народа в борьбе с немецко-фашистскими силами.


8. Пилоны облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором и декорированы архитектурными деталями (резные триглифы с треугольными желобками, ниши решёток, мраморный карниз и барельефы). У каждого пилона со стороны центрального зала установлены скамейки.


9. Путевые стены облицованы красным грузинским мрамором салиети. В нём встречается довольно много раковин головоногих моллюсков - наутилусов и аммонитов, изредка попадаются ростры белемнитов.


10. Скоро в этом торце Московский метрострой построит пересадку на строящуюся станцию «Рубцовская» Большой кольцевой линии.


11. Очень красивая и необычная станция!


.::кликабельно::.

панорама, Арбатско-Покровская линия, Электрозаводская, метро

Previous post Next post
Up