Этот репортаж снимался для ПАО «Газпром» в далеком 2013 году. По независящим от меня причинам я публикую его только сейчас. Даже не смотря на то, что прошло четыре года с момента съемки.
«Газпром авиа» - российская авиакомпания, 100 % акций которой принадлежат «Газпрому». Базовый аэропорт - Остафьево. Компания создана в марте 1995 года, начала работать с 16 апреля 1996 года. Имеет три собственных аэропорта: Остафьево, Ямбург и Бованенково, а также филиалы в Калуге, Перми, Самаре, Сочи, Ухте, Югорске, Ямбурге, Колпашево (Томский филиал). На данный момент в компании трудится 22 самолета и 109 вертолетов.
Авиакомпания обеспечивает перевозку по всему миру не только топ-менеджеров крупнейшей газовой компании страны, но и простых газовиков, которые работают на объектах добычи и транспортировки газа на севере нашей страны.
В августе 2013 года мне посчастливилось слетать на Ту-154М по маршруту Внуково - Уфа - Ямбург и обратно через Уфу. Это был прекрасный полет на легендарном самолете. А в прошлом году авиакомпания уже вывела все Ту-154М из эксплуатации,
заменив их полностью Суперджетами.
Ямбург - заполярный вахтовый посёлок в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Ямбург расположен в 148,5 километрах к северу от полярного круга на Тазовском полуострове, в районе впадения реки Нюдямонтопоепоко-Яха в Обскую губу.
В Ямбурге постоянно находится около 5-6 тысяч человек, но никто из них (кроме одного человека) не проживает там постоянно - это вахтовый персонал предприятия «Газпром добыча Ямбург», либо подрядных организаций этой компании. Вахтовики работают на Ямбургском месторождении один или два месяца, после чего уезжают домой на межвахтовый отдых, который длится обычно около месяца.
Свободного доступа в Ямбург нет. На всех дорогах - проверка документов. Попасть в Ямбург можно при наличии заранее оформленного пропуска. Естественно, у меня такой пропуск был, и я отправился в полет.
1. Рейсовый Ту-154, предназначенный для вахтовиков, вылетает из московского «Внуково» в Ямбург. Регистрация пассажиров на этот рейс начинается, как и всегда, за два часа до вылета. После регистрации на рейс, представитель авиакомпании отводит меня в комнату подготовки экипажа.
2. Там я знакомлюсь со «своим» экипажем и со старшей бортпроводницей. Алла Ломакина докладывает экипажу о готовности кабинного экипажа. А пилоты вместе со штурманом и бортинженером проводят предполетную подготовку. Уточнения погоды, расчет центровки, заправка топливом, скорости на взлет, эшелон полета и прочее.
3. В кабине идет подготовка к полету. У нас предстоит полет по маршруту Внуково - Уфа - Ямбург. Взлетаем примерно с половинной загрузкой, а оставшуюся часть вахтовиков забираем уже из Уфы. Чтобы не мешать пилотам, иду в салон.
4. Здесь все уже готово к встрече пассажиров. Ту-154М, конечно, хороший самолет для своего времени, но сейчас он уже давно устарел морально. А размер полок по современным меркам на нем совершенно микроскопический.
5. Из пассажиров мало кто это замечает, но бортпроводники обязаны посчитать количество людей на борту. Они это делают при посадке с помощью такого счетчика.
6. А потом еще пересчитывают «по головам» в салоне.
7. Экипаж Ту-154 - 4 человека. Командир, второй пилот, штурман и бортинженер. В этом рейсе было пять - с нами летел еще бортинженер-инструктор, который проверял работу своего коллеги.
8. Между тем, мы уже прилетели в Уфу, где должны забрать оставшуюся часть вахтовиков. Здесь самолет пробудет около двух часов. Пассажиры из Москвы будут ожидать следующего вылета в здании башкирского аэропорта.
9. Всем выдают карточку транзитного пассажира и при посадке нас пускают в первую очередь. А вот тех, кто садится в Уфе, располагают потом, и у них свободная рассадка по салону - на свободные места.
10. Двухчасовая стоянка в Уфе подходит к концу. Виктория узнает пожелания экипажа по поводу еды. Есть и постоянные просьбы. Например, командир любит только определенный кофе. Второй пилот - крепко заваренный чай. А бортинженер обычную воду с газом. У каждого свои вкусы.
11. Второй пилот, Александр Краснов, проверяет план полета, загрузку и центровку. Он налетал с 1983 года на Л-410, Ил-62 и Ту-154 более 7 тыс. часов.
12. Экран слева - система предупреждения столкновения с землей. Справа - ГПС для навигации. Родную НВУ на Ту-154 давно не используют. Разве что ветер на ней посмотреть удобно.
13. Пассажиры рассаживаются, и мы готовимся к полету.
14. Старший бортпроводник Алла Ломакина. Мечта детства у Аллы сбылась в 34 года, когда она окончила курсы стюардесс. До этого она получила педагогическое образование, отучилась на ландшафтного дизайнера, но желание летать так и не оставляло ее. Поэтому, когда дети немного подросли, Алла решила сделать быль явью. «Я считаю, что нет такого слова рано или поздно. Я считаю, что вовремя все делать надо», - говорит она. Со сменой профессии Алла свыклась быстро. Теперь она за сутки может сменить до четырех городов и увидеть сотни новых лиц.
15. Но главная роль проводника не еду подать, как думают многие, а обеспечить безопасность полета и объяснить пассажирам, что делать в случае экстренной ситуации.
16. К счастью, таких ситуаций не было.
17. А мы уже в Ямбурге.
18. Самолет проходит обслуживание, его заправляют всеми жидкостями на завтрашний полет.
19. Начальник ямбургского аэропорта Евгений Решетняков. Когда я написал выше, что в Ямбурге только вахта, кроме одного человека - то вот он, исключение. Евгений именно живет и работает в Ямбурге.
20. Он вступил в должность 15 лет назад, вернувшись на родину из Англии, где работал в центрально-диспетчерском управлении «Газпром авиа». Сегодня на его плечах не только развитие аэропорта в Ямбурге, но и аэродрома в Бованенково. Евгений Сергеевич признался, что ехать на север сначала не хотел, но после того, как приехал в Ямбург на экскурсию, сразу полюбил этот город из-за сходства со Скандинавией.
21. Вики пишет, что полоса принимает Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ил-76, Л-410, Ту-134, Ту-154 (с ограничениями), Як-40, Як-42, Sukhoi Superjet 100 и др. типы ВС 3-4 класса, вертолёты всех типов. Хотя, по совместительству он еще является запасным для дальней авиации минобороны и полоса в любой момент должна быть готова принять военный борт.
22. Но на перроне кроме нашего красавца Ту-154 больше никого нет.
23. Споттинг состоит из съемки нашего борта со всех ракурсов :)
24. Между тем, мы готовимся в обратный рейс. Сменившаяся вахта проходит привычный контроль.
25. Проверка паспортов, билетов.
26. Контроль багажа. Все как в любом другом аэропорту. Хотя случайных пассажиров здесь не бывает и на самом месторождении строжайшие законы по безопасности - все проходят контроль.
27. Как и экипаж. Наш командир Сергей Семушин.
28. Сергей вместе со вторым пилотом получает погоду по маршруту и аэропортам.
29. Подписывает задание на полет.
30. И лично еще раз осматривает самолет.
31. Когда все готово, начинается посадка пассажиров.
32. Через аэропорт ежегодно проходит около 100 000 пассажиров, все они работники «Газпрома» или его дочерних предприятий.
33. Командир воздушного судна Сергей Семушин в небе провел большую часть своей жизни и сумел привить любовь к полетам своим детям - две его старшие дочери работают стюардессами. Не исключено, что младшая, которой уже 13 лет, тоже пойдет по его стопам.
34. Штурман - Дмитрий Коськин.
35. С нами летит и начальник Ямбургского аэропорта Евгений Решетняков.
36. Как я говорил - в экипаже два бортинженера. Валентин Брагарь (на фото) и Дмитрий Пахомов.
37. При промежуточной посадке в Уфе я, с разрешения КВС, не покидаю борт. И могу сделать несколько чудесных кадров общения нашего дружного экипажа.
38. Очень дружный и красивый экипаж.
39. Спасибо вам за этот прекрасный полет.
40. Хотя Ту-154 уже выведены из эксплуатации, и авиакомпания летает на Суперджетах, в любом случае экипаж вам говорит: «Добро пожаловать на борт и приятного полета. Мы сделаем все, что бы вам понравилось у нас». Спасибо вам!
Огромное спасибо ПАО «Газпром» и «Газпром авиа» за организацию и помощь в проведении съемок.