«Тоннель-2001» Московского метростроя ведет сложную проходку перегонного тоннеля между станциями «Говорово» и «Очаково» Солнцевского радиуса соотвественно Калининско-Солнцевской линии метрополитена.
Эта проходка интересна тем, что метростроителям предстояло пройти большой участок под прудом на реке Сетуньке. В одном источнике я встретил название «Заводской пруд».
1.
29 сентября ТПМК (тоннелепроходческий механизированный комплекс) Herrenknecht S-453 стартовал по левому перегонному тоннелю. Это единственный в России щит такого диаметра с гидропригрузом, что позволяет ему проходить самые сложные участки.
2. Короткий перерыв перед подачей нового блока.
3. Идет сборка очередного кольца. ТПМК носит имя «Алана» и он уже прошел 8 тоннелей и 10,5 километров. Этот перегон добавит 2,2 км из которых пройдена четверть.
4. Установка блока на место.
5. Простой инструмент обеспечивает высокую точность проходки и удобство сборки. Помимо лазерных тахеометров и прочего маркшейдерского оборудования, конечно.
6. Завинчивание болта.
7. Установка замкового блока.
8. На место он дожимается домкратом и потом сбалчивается.
9. Сейчас проходка под прудом завершена. Его глубина была 5-6 метров, а минимальное расстояние от шелыги свода до дна составило чуть более трех метров.
10. Оператор щита.
11. Насос, который выкачивает грунтовую пульпу из забоя. Напомню, что щит с
гидропригрузом.
12. Проходка под прудом прошла без каких либо проблем. Но идти надо было очень аккуратно.
13. Слева будет стартовать второй щит.
14. Котлован станции «Говорово»