На прошлых выходных на испытательном полигоне Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде состоялись соревнования «мобильных систем транспортировки и мониторинга, использующих современные космические технологии». С 2010 года они проводятся в рамках программы «
Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России».
Первые соревнования были проведены на Селигере, там два года подряд победу одерживала команда Red Eyes Ковровской государственной технологической академии с автомобилем «ГАЗель». Эти машины и стали основными участниками Робокросса: автомобили были подарены Горьковским автозаводом нескольким вузам страны для превращения машин в беспилотников, которое велось под «присмотром» инженеров предприятия.
В 2012 году соревнования «переехали» под Волоколамск, где победителями стали студенты Нижегороского автомеханического техникума,который является профильным учебным заведением «Группы ГАЗ».
С 2013 года «
РобоКросс» проходит на испытательном полигоне Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде, где вот уже два года подряд победу завоевывала команда Рязанского государственного радиотехнического университета «Аврора» тоже с «ГАЗелью».
С 2014 года к соревнованиям роботизированных наземных транспортных средств присоединились беспилотные летающие системы. Что примечательно, количество участников «РобоКросса» постоянно растет: с 6-ти команд в 2010 году до 18-ти в 2015-м.
Победитель «РобоКросса» в направлении «Транспортные средства» принимает участие в Европейских испытаниях ElRob, которые проходят ежегодно в одной из стран Евросоюза. В сентябре этого года они пройдут в г. Пьомбино (Италия). Россию на них будет представлять команда Рязанского государственного радиотехнического университета, победитель «РобоКросса-2014».
Общероссийская программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» разработана и реализуется Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» в рамках Зворыкинского проекта с 2008 года при поддержке Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив.
Я вот помню, как в начале 90-х годов ходил во всякие радиокружки и с увлечением паял всякие штуковины. Тягу и любовь к технике надо прививать с детства. Судя по контенту моего блога, с этим у меня все хорошо. Смотря на такие проекты можно только порадоваться, что у современных подростков и молодежи есть такие программы для самореализации.
Целью программы робототехники является подготовка новых инженерных кадров для российской промышленности в масштабах страны.
Программа представляет собой систему обучающих и практических мероприятий в области робототехники. В ней принимают участие дети, подростки и молодежь в возрасте от 8 до 25 лет. Обучение происходит на базе школ, техникумов, высших технических учебных заведений, ресурсных центров программы. В настоящее время в «Робототехнике» принимают участие более 20 000 человек в 62 регионах России.
За время реализации программы около 30% участников стали студентами технических вузов и проходят обучение по инженерным специальностям. А на Горьковском автозаводе и других предприятиях «Группы ГАЗ», которая является генеральным партнером программы, работает уже более 40 выпускников «школы робототехники».
Основой программы является комплекс инженерно-технических соревнований по робототехнике, которые проводятся на всех уровнях начиная с городского (районного). Ключевым ежегодным событием программы является Всероссийский робототехнический фестиваль «
РобоФест», который проводится в Москве с 2009 года. Участники, занявшие первые места в ряде дисциплин (FIRST, ABU ROBOCON,) представляют Россию на международных соревнованиях в США и Юго-Восточной Азии.
Давайте посмотрим как роботы пытаются покорить трассу.
1. С 2010 года «Группа ГАЗ» предоставляет свои автомобили участникам «РобоКросса» для переоборудования их в автоматизированные транспортные средства. Конечно, это все сделано студентами на коленке и не всегда работает, но нельзя пройти это путь без единой ошибки. Главное - не боятся и идти вперед. А компания оказывает техническую и консультационную поддержку робототехникам, организует практические тесты, так же ее специалисты являются судьями соревнований.
2. Мозги этой газельки. Для питания используется отдельный генератор, так как бортовая сеть не справляется. Плюс ИБП и аварийный аккумулятор. В тех зоне подключают наружное питание. Как самолет :)
3. Механика привода педалей. Штоки сняты.
4. И сервоприводы коробки передач. По словам разработчиков, сделать механическую часть сейчас не представляет проблем, а вот программная часть... тут много простора для творческого пути, ошибок и проб.
5. В настоящее время «Группой ГАЗ» вовлечено в программу «Робототехника» 13 образовательных организаций с общим охватом участников более 300 человек. Компания постоянно участвует в оснащении необходимым оборудованием ресурсных центров и образовательных учреждений, участвующих в программе, в регионах своего присутствия.
6. Чудо-робот команды «LOOK» Рязанского государственного радиотехнического университета.
7. А это один из роботов на базе квадрацикла сборной команды Нижегородского автомеханического техникума и Нижегородского государственного технического университета.
8. Самое интересное - автономные автомобили. Задача проста - проехать трассу туда и обратно с разворотом полностью автономно. За машиной с так называемой «кнопкой мертвеца» идет участник команды. При отпуске кнопки мотор глохнет. Если машина внезапно поедет быстро, то шнур выдергивается и машина тоже глохнет.
9. Увы, это не спасло команду НАМИ от тестирования препятствия.
10. А это привод коробки передач на этой машине.
11. Как озвучили, еще ни одна легковушка не смогла победить ГАЗель.
12. Но и ГАЗели трасса не всегда дается. На этот раз машина команды Аврора выехала из зоны разворота. Видимо, ехать обратно не очень-то и хотелось.
13. Основные проблемы при разработках - время и ресурсы. Многие проекты делаются в свободное время, и наладка идет в ночь перед соревнованием. Это, несомненно, вносит разнообразие для зрителей - что же откажет на этот раз.
14. Если в прошлом году дроны были представлены в тестовом варианте, то сейчас уже полноценные соревнования. Тоже полностью автономно. Взлететь, пролететь маршрут, сделать фото на нем и сесть в точку старта.
15. При посадке этому дрону красный круг почему-то не понравился, и он сел мимо :(
16. Эх... но в следующий раз будет лучше.
17. А участники готовятся к финальным заездам.
18. Увы, гусеничный транспортер не захотел ехать и покинул трассу только после пинков и бубна.
19. Кому-то может показаться, что это все не серьезно...Особенно эти дроны, но я вижу здесь будущих инженеров и грамотных техников.
20. Единственная машина с автоматической коробкой передач на соревнованиях. Увы, решила уехать в ограждение, но вовремя остановили.
21. Видите Лего? Это электронная педаль газа.
22. Реакция команды на хитрый маневр робота для объезда препятствия. Но таки доехал!
23. Ар!!!! Случайно вырвали кнопку мертвеца - машина встала. По регламенту ничего страшного - надо запустить и поехать дальше.
24. Команда уже на взводе. И вот результат - снова протестировали ограждение.
25. Максим Петров - руководитель программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело»
26. В конце прошел «Кубок Сколково по параллельной парковке» Да, сейчас есть серийный машины с этой функцией, но куда интереснее самому все сделать.
27. Ой. Если бы там была другая машина...
Click to view
28. А их коллеги почти успешно. Они не вписались в габарит, но тем не менее удачно.
29. Танцы с бубном. Шамана нет.
30. Возглас из толпы - «Да прям как девушка за рулем паркуется!»
А вот команда НАМИ реабилитировалась и сделала почти идеальную парковку!
Click to view
31. Абсолютного победителя «Робокросса» - команду «Аврора» - поздравляет Гюнтер Хайден, исполнительный директор «Группы ГАЗ»
32. Спасибо всем участникам!
Слава Роботам! :)