9 июня по приглашению пресс-службы МЧС я отправился в заполярный город Нарьян-Мар, чтобы посмотреть, как министерство участвует в развитии Арктической зоны и обеспечивает безопасность территории Заполярья, населения и оленей :)
Ненецкий автономный округ - регион не простой. В силу природно-климатических условий округа в НАО постоянно присутствует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с природными катаклизмами. Промышленность, которая развивается в регионе, - преимущественно нефтегазовая - тоже представляет собой угрозу возникновения ЧС. На этот раз техногенной.
Все это звучит не очень обнадеживающе. Но я на протяжении всей поездки чувствовал себя в безопасности более чем.
Итак, что же нам показали чуть меньше, чем за сутки?
1. В Нарьян-Мар мы летели на Ан-148-100ЕМ. Вылет был из аэропорта «Раменское».
2. Смешной самолетик. Особенно на рулении: так переливается с бока на бок. Полный обзор внутренностей борта вы можете найти у
fotografersha. Я, зная, что Марина все
отснимет и покажет, спал весь полет :)
3. Аэропорт Нарьян-Мара и ATR42-500 авиакомпании NordStar.
4. Два Ана... Ан-30 (самолет для аэрофотосъемки) и Ан-148. Между ними разница, скорее всего, более 25 лет.
5. А пока мы едем по городу. Местная электростанция на газу. Потенциально опасный объект.
6. Нарьян-Мар расположен среди озер и рек. Когда мы там были, в городе и окрестностях еще была высокая вода. А местами, в прогалинах, лежал снег.
7. В среднем на территории Арктической зоны России в год происходит более 100 чрезвычайных ситуаций. При этом отмечается, что доля техногенных происшествий устойчиво растет. Число аварийных ситуаций на объектах нефтегазового комплекса на территории округа за последние восемь лет составило более 25 случаев.
8. Именно поэтому и возникла необходимость создания Арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России. В Нарьян-Маре такой форпост МЧС был торжественно открыт 20 августа 2013 года. Сегодня в нем работают 40 человек из Ненецкого поисково-спасательный отряда и 18 сотрудников государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС).
9. В этой комнате дежурные принимают сигналы о помощи. Они же отправляют команды на выезд.
10. Вот эти машины всегда готовы выехать на оказание помощи людям и для устранения последствий чрезвычайной ситуации.
11. Всего к 2015 году в Арктике планируется создать десять аналогичных центров. Основные силы и средства планируется разместить в крупных центрах: Нарьян-Маре, Дудинке и Певеке. Также базы МЧС появятся в Мурманске, Архангельске, Воркуте, Надыме, Анадыре, Тикси и поселке городского типа Провидение. Всего в этих центрах будет работать 974 спасателя.
12. Строительство центра началось в декабре 2010 года.
13. Новая пожарная машина центра - IVECO. Она сама пришла из Москвы своим ходом по зимникам. Да, Нарьян-Мар, как и Салехард, не имеет круглогодичного сообщения с большой землей: нет ни автомобильной дороги, ни ж/д путей. Зимой спасает только сезонная насыпная дорога, летом - речная навигация. На протяжении всего года в эти места можно попасть только по воздуху.
14. Машина оснащена всем необходимым для работы в суровых арктических условиях.
15. Если на старых машинах обогреватель воды приходилось колхозить уже на месте, то здесь это штатная опция.
16. Специальный спасательный КАМАЗ. Этой зимой для него было особенно много работы. Например, вытаскивать людей из застрявших машин на зимниках.
17. По словам спасателей, в это купе, рассчитанное всего на 4 человека, набивалось до 20. Так и вывозили водителей и пассажиров машин, которых замело на дороге. Напомню, что при въезде на зимник обязательно надо отметиться на КПП, на выезде отметиться снова. Таким образом проверяют количество машин, которые доехали. Если вдруг кого-то не хватает, то тогда зовут на помощь МЧС. Застрявшую машину надо как-то обозначить. Лучше всего красная тряпка на высоком шесте. И ни в коем случае нельзя выключать двигатель. Остынет - не заведете потом... Вот так и сидеть в машине и ждать, пока вас откопают спасатели.
18. У спасателей есть большой парк различной специализированной техники. Это, например, колесный вездеход «Белый орел» арктического исполнения с колесной формулой 6×6.
19. «Бобр» - гусеничный снегоболотоход.
20. Снегоход «Беркут» - какой-то гибрид Оки и всего остального.
21. Так как снега нет, то под лыжи подложены специальные ролики.
22. Еще много техники заказано, и ее ждут в ближайшем будущем.
23. Сам город мне понравился. Весьма аккуратный и ухоженный.
24. Правда, показалось, что для северного города он недостачно раскрашен.
25. Хотя сохранились и старые халупы. Но их очень мало.
26. Пешеходная улица. Мамаши гуляют.
27. Дети гоняют голубей. Все хорошо :) Кстати, у сотрудников МЧС средняя зарплата составляет 30-40 тыс. рублей. И по местным меркам это очень приличные деньги.
28. Это памятник оленно-транспортным батальонам, которые в годы войны перевозили грузы.
29. Зашли в местный музей. Макет платформы «Приразломная». Очень хочу там побывать и поснимать.
30. Нашел интересную фотографию ангара для Ми-4 и Ми-8.
31. Далее в программе был чум семейно-родовой общины с оленем Антошкой.
32. Антошка сразу вызвал сильнейший ажиотаж среди всех журналистов и блогеров :)
33. Хотя это образцово-показательное место ни в какое сравнение не идет с
настоящим стойбищем оленеводов.
34. Когда мы ушли, Антошка облегченно выдохнул и снова замер в ожидании новых туристов.
35. В регионе ведется большая работа с местным населением по обучению правилам безопасности в тундре, в поездках на природе. Но с коренным населением работать труднее. Они проводят все время «где-то там». Там - это некая точка на карте, которая еще и перемещается. Хотя ориентируются они в своей тундре уже на протяжении многих веков без всяких карт, GPS и ГЛОНАСС. Представители МЧС, которые весь день провели с нами, шутили, что однажды «Интернет появится в каждом чуме», что упростит задачу по поиску оленеводов на территории «где-то там». Хотя, может, и не шутили...
36. Традиционные ленточки...
37. Николай Григорьевич Дяблов, советник отдела Департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований - позитивнейший человек, влюбленный в север. А там только так. Север надо любить, чтобы там жить и работать.
38. Огромное спасибо пресс-службе МЧС и всем сотрудникам, которые нам помогали в поездке и все-все показали.