Планер, планер и еще раз планер!

May 27, 2014 10:03

Впервые с планером я познакомился два года назад. Тогда меня пригласили на демонстрационный полет на Бланике. Спасибо lekseys! Сказать, что это меня поразило - ничего не сказать. К тому моменту я уже летал на различных вертолетах, на Цессне. Но искусство свободного полета без мотора, когда пользуешься только возможностями планера (в дальнейшем, я надеюсь, что и своего опыта) и состоянием атмосферы, меня подкупило. Это сам полет, это небо, это ни с чем не сравнимое удовольствие управления летательным аппаратом. Конечно, в том полете я был только пассажиром. Ну, дали немного за ручку подержаться... Все управление спаренное, поэтому можно попробовать «порулить» под контролем инструктора.

В прошлом году мне уже довелось поуправлять планером с убирающимся мотором - мотопланер Pipistrel Taurus. Тогда я уже окончательно и бесповоротно влюбился в такие полеты. Ну, в элегантный и невероятно красивый Таурус трудно не влюбиться.

Значит, надо научиться летать! Полет сам по себе прекрасен, но если это планер, то это еще нечто невероятно красивое.

Вот уже две недели как я курсант аэроклуба в Шевлино. Это совместный проект с Федерацией планерного спорта России по популяризации планеризма. У себя я буду рассказывать о том, что такое планер, как на нем проходит обучение и что из этого выходит.

В вашем регионе наверняка тоже можно научиться летать на планере - Москва в этом плане далеко не законодатель мод. Если не знаете клубов в своем регионе - задавайте вопросы в комментариях.

На моем столе появилась рабочая книжка курсанта, летная книжка авиационного спортсмена, цветные и обычные карандаши, ручки, линейка и моя новая настольная книга - КУЛП - Курс учебно-летной подготовки. Это советская программа, модернизированная в 2013 году. У Бланика почему-то нет нормального «Руководства по летной эксплуатации» (РЛЭ), поэтому все данные надо смотреть в этом пособии - «Инструкция по эксплуатации серийных планеров» (также советских времен).

Может, мне и не суждено пилотировать большие и реактивные самолеты, но я все-таки буду летать! И реализую свою мечту! И я уже сделал первые полеты на пути к ней.

А вообще, месяц май у меня внезапно выдался очень насыщенным. Это и поездка в Дагестан и многое другое. Еще меня на доску впервые поставили на Эльбрусе, а теперь вот планер...



1. Мой инструктор - Емельянов Олег. Мастер спорта.


2. В день запланированного первого полета была гроза и отвратительная погода. Пришлось остаться на земле. Собственно, на ней проходит основная подготовка. Сам полет - это острие тех знаний, что ты впитал в теории. Полет только шлифует это. Но сначала теория. И самый основной раздел - что делать в нештатных ситуациях. Это надо знать на зубок. И чем лучше, тем...как ни странно, лучше.


3. Фотографии здесь не в хронологическом порядке, а, скорее, просто иллюстративный материал. Совмещать съемку и обучение нереально. Поэтому я даже не беру камеру в полет. Хотя чуть попозже сделаю нормальный репортаж с аэродрома и о том, как проходит подготовка. Совершенно другие ощущения, когда взлетаешь как курсант, а не обычный пассажир. Когда ты уже мягко держишься за ручку управления и повторяешь все движения инструктора.


4. Короткий разбег, ручка чуть от себя. Положено на 1/3 хода, но с нашим совместным весом достаточно чуть-чуть. Удары колеса об грунт, быстрый набор скорости, буквально несколько секунд, ручку плавно на себя - и планер поднимается. Сейчас ручку снова от себя - задержать! Самолет еще только делает разбег, и планер летит еще какое-то время на высоте около метра. Наконец-то Вильга, пересиливая гравитацию и горячий воздух, тоже отрывается от земли. Тут же надо перевести планер в набор и попытаться лететь за буксировщиком.


5. Планерный аэродром обладает одной особенностью, что планеры обычно стоят на полосе. Может чуть сбоку, но тем не менее остальному трафику приходится их облетать. На фото, конечно, это выглядит жутковато, но тем не менее все хорошо.


5. Так, полет за буксировщиком... После полета я спрашиваю Олега, почему так плохо получается. Ответ прост: «Потому что это твой третий полет!» Слушайте, но это вообще жесть какая-то. Болтает, мотыляет. Представляю, как скрипит зубами Леонид Борисович, пилот буксировщика, когда фал дергает его самолет. Я пытаюсь удержаться строго в хвосте и чуть с превышением, но где там... вверх, вниз, вправо и влево. Пока это не полет, а борьба с планером. В какой-то момент пытаюсь исправить, как мне кажется, положение и тяну ручку от себя, так как забрались высоко. Ручка не идет, я ее сильнее. Пошла! Тут слышу сзади голос Олега: «я понял, что ты сильный, но не надо со мной бороться. А теперь отпусти ручку, я тебе покажу, как правильно». Пытаюсь убрать скольжение правой ногой, давлю педаль и ничего не происходит. Как потом выяснил - давил шпангоут, а не педаль. Надо будет проверить, не осталось ли вмятины...


6. Наконец-то отцепка и свободный полет. Тут проще. Есть нитка, есть шарик (у них одно назначение, но работают они инвертно. Да и в полете шарик не нужен) и есть понимание того, как планер должен лететь. Сначала упражнения просты. Полет на ориентир, разворот на 90°, на 180°. Спирали левые и правые. Здесь только опыт, опыт и еще раз опыт. Если сначала забываешь опускать нос в начале виража, чтобы удержать скорость 90 км в час, то потом это уже делается автоматически. Но внимание и внимание. Это машину я могу вести одной рукой и разговаривая с пассажиром при этом. А тут пока все внимание на положение капота относительно горизонта и на скорость. И, конечно, на инструктора, который из задней кабины терпеливо объясняет, что я делаю не так.


7. Но это ни с чем не сравнимое ощущение, когда ты пилотируешь летательный аппарат. Когда он подчиняется малейшему движению ручки, педали. Посмотреть направо, наметить ориентир, чуть подумать ручкой от себя и совершить координированный разворот. Координированный, я сказал! Работаем одновременно и педалями и ручкой. Скольжение убери, капот подними! Куда скорость растет! :) пока это выглядит так. Но это первые шаги к первому самостоятельному вылету и к самостоятельным полетам.


8. Россия24 снимает сюжет про планеры. Вот желтый самолет здесь уже перестарался с высотой захода. Полоса длинная и можно было протянуть гораздо дальше.


9. Знаете, что я вам скажу... пилотировать Цессну и тренажер А320 было проще. Здесь все иначе. Мое увлечение симулятором дает здесь мало, это не большой самолет :) Тут все надо чувствовать. Термики, скорость, крен, горизонт. Крутить головой на 360° и представлять себе, где остальные борты. Будем учиться. Впереди сложный, но интересный путь. И я вам его расскажу и покажу.


10. А после полетов, можно посмотреть другие планеры, примерить их. Или позаниматься настоящим планеризмом - перетаскивая планера с места на место :)


11. Например, это АС-7, двухместный планер. По размерам лимузин какой-то. Производится он в России. Это первый экземпляр, который будет летать в Тверском аэроклубе на аэродроме Старица. В Шевлино он на тест-драйве.


12. Наша бессменная Вильга-буксировщик.


13. А аэродром живет своей жизнью. Частная авиация летает, и самолетов становится еще больше. Как и планеров.


Во время первого полета меня, к моему стыду, укачало. Меня, простите, укачало так, что уже боролся с тошнотой. Пришлось идти на посадку, хотя погода для планеризма была просто идеальна. Кучевые облака и первоклассные термики. Но и болтанка. В целом, стало хреново. После посадки я вылез зеленый. Теперь вот тренирую вестибулярку. Самый простой способ - это встать, вытянуть руку вверх, найти точку на потолке и прокрутиться вокруг этой точки и пальца. Для начала достаточно два оборота на 360°. Попробуйте и посмотрите на свои ощущения и на комнату, которая поплывет. :) Я вот уже осиливаю три оборота.

обучение планеризму, авиация

Previous post Next post
Up