На днях я съездил в Тульскую область, чтобы увидеть своими глазами, как в моторвагонном депо «Новомосковск-1» эксплуатируются рельсовые автобусы РА-2. И как
невыплата денег соседними губерниями сказалась на пригородных перевозках. Одно дело «посмотреть» из Москвы, а другое - на месте.
1. Особенность этого моторвагонного депо в том, что оно обслуживает маршруты в нескольких областях: Московской,Тульской, Калужской, Рязанской, Орловской, Смоленской и Курской (кажется, никого не забыл). И текущее состояние дел с погашением долгов регионами, естественно, коснулось и его.
2. Рельсовые автобусы РА2 - производства Метровагонмаша. Первая версия (РА1) была сделана на основе вагона «Яуза».
3. «Новомосковск-1» эксплуатирует 18 трёхвагонных составов РА2 и два вагона РА1. Последние сейчас используются только для служебных нужд.
4. А всего в депо числится 124 секции электропоезда. В день выдаётся 52 маршрута. На данный момент поезда нигде не отменяли. Только сокращали вагоны на секцию или две. В общей сложности в запасе оказались 32 секции. Возникла интересная ситуация: наполняемость шестивагонного поезда была 25-30 процентов, а четырёхвагонного - достигла почти 80. Казалось бы, использовать его выгоднее, но в случае поломки секции на четыре вагона останется один моторный вагон, который на самых больших подъёмах (9-ти и 11-ти тысячных) состав уже не вытянет. А отцепленные «лишние» секции стоят на базе запаса в Туле. Увы, вандалы, графитчики делают своё черное дело. Ну и потом, секции должны работать. Если поставить на прикол - они начинают гнить, проводка отсыревает и т.д.
5. Паровоз-памятник на территории депо. Меня вообще поразила чистота в нём - всё аккуратно и чистенько.
6. Ветеран дизель-поездов - Д1. Последний дизель-поезд этого типа на ходу в депо. В России не осталось этих «старичков» под пассажирским движением. Надёжен, но очень прожорлив и морально устарел. Но чертовски красив внешне. С харизмой. Но ему на смену приходит новый подвижной состав.
7. Сейчас эксплуатацией парка и перевозками пассажиров занимаются пригородные пассажирские компании. Поэтому в депо работают их приёмщики, которые принимают составы в эксплуатацию и имеют право запретить выдачу на линию любого поезда. Начальник депо с гордостью говорит, что за прошлый и этот год ни одного такого случая не было.
8. Тула, Узловая, Маклец, Урванка... Это один из крупнейших железнодорожных узлов в нашей стране. И где-то между этими населёнными пунктами, в Новомосковске, находится
Тульская Детская железная дорога.
9. Исток Дона для туристов. Сейчас зима, и вода в нём отключена.
10. На самом деле река Дон берёт свое начало в этом озере, по центру железнодорожного круга детской дороги. Главный путь - 2 километра и ещё 700 метров дополнительных путей. Три станции, локомотивное и вагонное депо.
11. Один из локомотивов - ТУ2-241 «Ветерок».
12. Фотография фотографии. Раньше рядом с детской жд проходила широкая электрифицированная колея, но сейчас она, увы, разобрана.
13. В 2012 году на вечную стоянку был поставлен паровоз серии «Э», построенный на заводе Цегельского в Познани в начале 1950-х годов. С каким удовольствием по нему лазают дети!
14. Вагонное депо и новые вагоны. На переднем плане специальная платформа для олимпийского огня.
15. В депо есть вагон для свадебных покатушек. Любая пара может его заказать и отметить бракосочетание на железной дороге.
16. В локомотивном депо стоят два новейших тепловоза - ТУ10-002 «Колибри» и ТУ10-018.
17. Всё как в большом локототиве: СМЕ, КЛУБ-У, противопожарные системы и т.д.
18. ТУ2-126 «Быстрый» поставлен на вечную стоянку.
19. Централизация стрелок!
20. На детской жд обучается около 1300 юных железнодорожников. Сейчас у них идут зачёты, а с первого мая начнётся практика на детской жд. Хотя, как сказал директор детской железной дороги, «название детское, а работа - настоящая».
21. Будущий тренажёр ТУ10.
22. Класс тормозных систем. Наконец-то мне на пальцах рассказали и показали, как работает кран машиниста.
23. Новомосковская детская железная дорога была в 2008 году признана лучшей детской железной дорогой России.
24. Но вернёмся в депо. Андрей, машинист РА2, готовится выехать резервом в Маклец и оттуда следовать уже с пассажирами в сторону Тулы.
25. Бессменный кран машиниста.
26. Рельсовый автобус, хотя тут правильнее сказать уже дизель-поезд, оснащён силовым модулем PowerPack MTU (Германия), состоящим из дизельного двигателя MTU, гидропередачи VOITH с гидрозамедлителем и смонтированных с ними в едином модуле генератора, воздушного компрессора, системы охлаждения, глушителя. Силовой модуль и обслуживающие системы смонтированы под полом вагона.
27. Рельсовый автобус в состоянии «жить в поле» 10 суток (от 8 до 12, если быть точным), после чего требуется заход в депо для проведения регламентных работ. Но и десять суток в поле тоже не проходят в изоляции, конечно. На составе осуществляются технические осмотры различного регламента.
28. Наследство «Яузы» даёт о себе знать, к сожалению. Слабым местом рельсового автобуса является электроника. Например, один из блоков управления находится под стыком металлического кузова и пластиковой кабины. В случае протечки клеевого стыка вода попадает аккурат в этот блок. Андрей рассказывает, что однажды был случай: машинист включил прожектор, а поезд внезапно поехал. Вот так хитро коротнуло в этом блоке. Пробовали потом это воспроизвести специально - не получается. В итоге придумали конструкцию по защите блока от воды.
29. За каждым составом закреплён старший машинист и отдельная локомотивная бригада. «Если после ремонта с составом на линии что-то случится, то я, - говорит директор депо, - ремонтников даже трогать не буду. Раз старший машинист принял состав - он за него и отвечает».
30. Маленький рычажок - это управление электропневматическими тормозами. Управление контроллером сделано таким же мелким устройством. Как его вообще находят на пульте? :)
31. Старый мост через водохранилище реки Любовки.
32. Остановочный пункт ГРЭС.
33. Новомосковский Азот. Огромнейшее предприятие по производству аммиака и минеральных удобрений из природного газа.
34. Станция «Маклец».
35. На станции один электрифицированный путь. Электрифицированный участок «Маклец» - «Урванка» - «Бобрик-Донской» является «островным» - он не связан с другими электрифицированными железнодорожными линиями.
36. Грузовые пути.
37. РА2 больше рассчитан на низкие платформы. На высоких из-за конструкции дверей получается слишком широкая щель между платформой и поездом.
38. Любопытный малец стоял на краю платформы и изучал парковые пути. Рядом компания мамаш пила пиво и грызла семки. На просьбу локомотивной бригады придержать пацана, чтобы он, не дай бог, не попал под поезд, отреагировали странно - послали нас на три буквы.
39. Однажды местная гопота привязала камень на веревке и сбросила с моста. Камень повис на уровне лобового стекла. Так как там кривая малого радиуса, то бригада увидела препятствие слишком поздно. Дали экстренное и спрятались под пульт. Все живы, но головной вагон раздолбало очень сильно.
40. Из всех окрестных областей рекордсменом по задолженности является Орловская - более 550 миллионов рублей. На этот год в бюджет заложена компенсация всего в 2% из необходимых 200 миллионов. Вот такая арифметика.
41. КЛУБ-У существенно повышает безопасность вождения на дороге. Но и с его помощью драть бригады можно «продуктивнее». Если в старых скоростемерах нужно было вводить 11 параметров, то в КЛУБ-У - уже более 30. И естественно, что где-нибудь машинист ошибётся. Но, по словам начальника депо, с КЛУБом гораздо спокойнее. Каждый случай разбирается, а безопасность на первом месте. При этом типичные случаи нарушения не столь существенны. Например, при вводе в КЛУБ данных о маршруте машинист перепутал номера путей, и КЛУБ считает, что бригада пытается отправиться на красный, так как красный горит на соседнем пути. И т.д. Случаев проезда на красный сигнал не было давно. «Тьфу-тьфу-тьфу», - по традиции стучит по столу директор депо.
42. Ещё одной особенностью этих регионов является огромное количество льготников-чернобыльцев. Все они ездят бесплатно, и область должна компенсировать их проезд. Но куда там... :(
43. Из-за сложного плана и профиля наш автобус едет весьма неспешно.
44. Пропускать тяжеловесные грузовые поезда, ставить очередные рекорды - это запросто. А вот перевозки незначительного количества людей превращаются в настоящую проблему. Конечно, этим страдает не только РЖД, а все крупные компании.
45. Но тем не менее, рельсовые автобусы исправно выходят на маршруты, перевозя своих пассажиров.
46. На «Урванке» я выхожу и иду в депо, а локомотивная бригада ведёт свой дизель-поезд в Тулу. После рабочего дня пассажиры отправляются по домам.