Заявление и ответы на вопросы СМИ Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина по итогам консультаций Совета Безопасности ООН по Сирии в связи с авиаударом коалиции по позициям сирийской армии в Дейр эз-Зоре
Click to view
Сегодня события развивались драматически и в общем необычно по любым стандартам Совета Безопасности. Мы созвали срочные консультации Совета Безопасности ООН по указанию Министра иностранных дел в связи с тем, что Соединенные Штаты сегодня нанесли авиационный удар по позициям сирийских вооруженных сил, защищающим Дейр эз-Зор. Как вы знаете, Дейр эз-Зор - это один из важных символов сопротивления ИГИЛ, поскольку он уже на протяжении ряда лет осажден ИГИЛ, и сирийские вооруженные силы ведут напряженные боевые действия для того, чтобы не допустить захвата Дейр эз-Зор ИГИЛ и гуманитарной катастрофы, которая наверняка за этим последует.
Известно также, что Российская Федерация на протяжении долгого времени оказывает гуманитарную помощь, сбрасывая гуманитарные грузы населению Дейр эз-Зор. Очень странно выбрали Соединенные Штаты время для этого удара. Мы слышали их слова о том, что якобы они хотели нанести удар по ИГИЛ, но промахнулись и попали по сирийским вооруженным силам, кстати, причинив немалый ущерб - более 60 погибших и более 100 раненных. Но, честно говоря, в это верится с трудом, поскольку если бы уж Соединенные Штаты захотели помочь сирийским вооруженным силам, защищающим Дейр эз-Зор, они могли бы подождать пару дней, когда должно вступить в силу наше соглашение, заключенное Сергеем Лавровым и Джоном Керри в Женеве 9 сентября, о создании Совместного исполнительного центра (СИЦ). Одной из главных задач этого центра должна стать совместная работа российских и американских военных по определению террористических целей - для работы как Воздушно-космических сил России, так и для американских ВВС по террористическим целям «Джабхат aн-Нусры» и ИГИЛ. Если США хотели нанести эффективный удар по игиловцам, которые осаждают Дейр эз-Зор, то или сейчас можно было бы проконсультироваться с нашими военными, с которыми они находятся в постоянном контакте, а уж если бы хотели официально, тогда могли бы подождать пару дней для таких консультаций, для такой совместной работы - они этого не сделали.
Чрезвычайно подозрительным является момент, выбранный для этой акции, поскольку США нарушили два своих обязательства в такой ответственный момент, когда создались условия для нашей совместной борьбы против террористов в Сирии. Во-первых, они нарушили обязательство по режиму прекращения огня, который был установлен нами с ними совместно в феврале и был подтвержден в последние дни. Во-вторых, они нарушили то обязательство, которое дали правительству Сирии, когда начинали свою воздушную кампанию в небе Сирии. Они тогда пообещали правительству Сирии, что ударов по сирийским правительственным войскам наносить не будут. Хотя эти действия Соединенных Штатов и не стали легальными с точки зрения международного права, поскольку они не получили согласия правительства Сирии, но все же это обязательство, которое дано было Дамаску, создавало определенные возможности для дискуссии, сотрудничества, для того, чтобы политический процесс продолжался, наши контакты продолжались с Соединёнными Штатами. Ну и оставалось, повторяю, два дня для того, чтобы это все заработало.
До сегодняшнего дня Соединённые Штаты в качестве возможного предлога избежать начала работы СИЦ, ссылались на гуманитарную ситуацию в Сирии. Дело в том, что те договоренности, которые были выработаны, включают также ряд аспектов, связанных с гуманитарной ситуацией. Должна была быть упрощена работа гуманитарщиков, которые могли бы доставить гуманитарную помощь в ряд районов Сирии, которые в ней нуждаются, и в частности в Восточное Алеппо. Буквально несколько дней назад американцы вновь говорили, что если эти вещи не будут сделаны, то они не смогут прийти в этот Совместный исполнительный центр и начать там работать.
Как раз сегодня мы узнали, что все это заработало и что завтра утром должна пойти гуманитарная колонна в Восточное Алеппо. Причем это чрезвычайно сложная работа: там много разных договоренностей и очень сложный механизм того, по какому пути пойдут гуманитарщики, как они будут распределять эту гуманитарную помощь. То есть все, наконец, сделано, и большая надежда на то, что завтра все это совершится.
Но как понять эти действия Соединённых Штатов? Честно говоря, можно только гадать. Можно предположить, что то, что мы слышим из Вашингтона, что Президент и Государственный секретарь говорят одно, а Пентагон говорит другое, может быть, это сработало. Но ясно, что со стороны Соединенных Штатов нужны какие-то очень серьезные действия. Какие именно, я сейчас не могу сказать, но то, что я увидел сегодня, к сожалению, меня очень настораживает, поскольку моя американская коллега Саманта Пауэр повела себя по меньшей мере странно. Когда собрались консультации, я стал делиться своими озабоченностями с членами Совета. Как выяснилось, она вышла к прессе и, не слушая меня, начала критиковать и ругать Россию, даже критиковать нас за то, что мы созвали это заседание. А когда вошла после моего выступления (надо сказать, её заместитель успела сказать, что американцы разбираются во всем произошедшем) заявила, что ей неинтересно, так сказать, было слушать, что я буду говорить и что это все «трюк» и так далее. То есть совершенно беспрецедентно вызывающая позиция. В этих условиях и мне стало неинтересно слушать, как она будет обвинять нас во всех смертных грехах, и я в свою очередь тоже ушел, оставив там моего заместителя, и тоже пообщался с прессой.
Вопрос: Россия и США очень долго добивались перемирия, которое сейчас работает в Сирии, может что-то измениться?
Ответ: Конечно, очень обидно, что в такой ответственный момент Соединенные Штаты пошли на эти шаги. Можно высказать предположение, что они просто потеряли контроль над ситуацией, уже в течение длительного времени будучи не в состоянии выполнить обещания, которые они нам давали. Ведь еще в феврале США обещали нам, что им удастся создать определенную дистанцию между так называемыми умеренными группировками и «Джабхат ан-Нусрой», которые сейчас перемешаны. У Соединенных Штатов практически ничего не получилось. После того, как мы сейчас возобновили режим прекращения огня, двадцать оппозиционных так называемых «умеренных» группировок, заявили, что они не будут соблюдать этот режим. По нашим оценкам, это примерно 70 процентов ладей, воюющих на стороне оппозиции, не считая «Джабхат ан-Нусры». США нам стали говорить о том, что они поработают с этими формированиями, и они станут соблюдать режим прекращения огня. Однако не было видно, что они действительно чего-то пытаются добиться.
Возможно, очередным витком дестабилизации США пытаются скрыть, что они не контролируют ситуацию. Это означает, что далее все будет развиваться еще более хаотично. Сейчас чрезвычайно ответственный момент. Надеюсь все же, что будет найдено разумное решение.
Вашингтону надо предпринять очень серьезные шаги и взять под контроль тех, кто явно не хочет политического процесса, ни в чем не хочет сотрудничать с Россией и предпочитает, чтобы на территории Сирии процветали ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра». Мы сейчас находимся на одной из развилок истории сирийского конфликта.
Вопрос: А состоится ли заседание МГПС?
Ответ: Оно назначено на утро 20 сентября. Также на 21 сентября назначено заседание Совета Безопасности по сирийской тематике.
Керри каждый день звонит нашему министру иностранных дел Сергею Лаврову. Возможно, он позвонит завтра. Интересно, что скажет.
Источник:
http://russiaun.ru/ru/news/sc_cas