Дебютный фильм режиссера Ильи Новодворского "Здесь живут люди" - про жизнь в Донбассе - показали в Русском павильоне на Каннском фестивале Документальный фильм студента МГУ Ильи Новодворского "Здесь живут люди" показали в Русском павильоне на Каннском фестивале. Также демонстрируется в рамках внеконкурсной программы Short Film Corner ("Уголок короткометражных фильмов") . До этого фильм показывал канал "Россия 24", хотя короткометражка - не государственный заказ, а авторское независимое кино.
Фильм вызвал много противоречивых эмоций, как у иностранцев, так - и особенно - у русской либеральной публики. И немудрено, ведь герои документального фильма - жители Донбасса - довольно откровенно высказывают свое мнение и о целях войны, которую затеял Киев, и о "хунте", и о роли США в гражданской войне. Для Европы, по сути, они все "террористы" и "сепаратисты", Новодворский же задается вопросом - что, эти школьники и есть террористы? Медсестры, балерины, учителя, пенсионеры - они все люди, таким был основной посыл фильма. "Здесь живут люди" - так пишут в Донбассе на заборах, пытаясь обезопасить дом от бомбежек. Но нет, рассказывает местный житель в фильме: "Мы для них "нэлюди"", и эта надпись не всегда работает. [Читать далее:] "А если нам выехать некуда? Некуда выезжать. Их это не волновало - не выехал, значит, помогал, сотрудничал (с сепаратистами)" , - жалуется медсестра.
" Мы люди рабочие - сильные, с протянутой рукой стоять не будем, просить. Мы - Донбасс. Рабочие, крепкие люди", - заявляют о своей позиции даже пенсионеры.
Есть в фильме и ополченцы, которые объясняют: "Мы боролись за свой дом, за свою семью, мы же не пришли к ним, а они пришли к нам - говорит ополченец, - беспредельничали они здесь серьезно, этому прощения нет. Слишком много сделали горя здесь. И детей, и жен, и матерей - бомбили по беспределу. Страдают дети, они стреляют туда, куда ни попадя, и по школам, а потом говорят, что это мы делаем. Они стреляют по мирному населению, страдает мирное население".
Герои фильма - обычные люди разных профессий. Например, делится своим мнением художница: "О единой стране сейчас - я не понимаю, о какой Украине сейчас говорить, я помню ту Украину, но как к ней вернуться, я не понимаю. Я не знаю, как это простить. А как это сказать семьям, у которых или погибшие родственники, или детки в школе взорваны, или на футбольном поле - как это простить?"
Про новую киевскую власть говорят откровенно - что руки у них в крови. И что войну начали они, и что задача у них была поставлена четко из-за рубежа. И те, кто затеял эту войну, имеют не экономическую даже мотивацию, а идеологическую. Говорят герои фильма о том, что бой идет за само сознание русского человека.
А история съемок фильма такова - молодой человек отправился в Донбасс со своим другом, они взяли с собой только пару зеркальных фотокамер. Просто хотели увидеть, что происходит в Донецке и других городах своими глазами, цель - снять трехминутный социальный ролик - не оправдалась, уже на второй день съемок ребята поняли, что материал набирается на целый фильм. Стоит отметить высокую художественность короткометражки "Здесь живут люди" и эмоциональный накал, благодаря которым документалку и взяли для показа в Каннах. Качество фильма вполне соответствует европейским меркам документального кино, а вот содержание повергло в шок либеральную публику из России. Но, как ни странно, вызвало слезы и неподдельные эмоции у самих европейцев, рассказал в интервью корреспонденту Накануне.RU режиссер фильма Илья Новодворский.
Вопрос: Илья, Ваш фильм увидели в Каннах, как прошел показ?
Илья Новодворский: Показ у нас в Российском павильоне был вчера, а в Short Film Corner можно посмотреть на протяжении всего фестиваля, фильмы участников Short Film Corner размещены в интернете - и эксперты, кинокритики, они все могли и могут до конца фестиваля увидеть этот фильм в одной из технических программ.
Вопрос: И какая реакция была на фильм?
Илья Новодворский: На самом деле, когда показывали в Российском павильоне, люди удивились - как так вообще получилось донести фильм, почему его все-таки показали, как нас пропустили и так далее. Но реакция в 90% - это были реальные эмоции, слезы. Даже мужчины подходили, которые родом из Германии, но наполовину русские - они говорят, что многие плакали. И все люди просто задумались о том, что фильм показывает настоящую жизнь жителей Донбасса, показывает смысл, который люди вкладывают в свои действия - почему они хотят отделиться, почему они вообще что-то делают, почему там живут, за что они стоят. Реакция была, действительно, в какой-то степени неоднозначная, потому что там несколько человек приписывали нашему фильму какой-то политический посыл, спрашивали про другую позицию - почему ее нет в фильме. Но мы старались максимально показать одну единственную позицию, что там живут люди, и другой позиции тут не может быть.
Вопрос: Действительно, удивительно, что в вашем фильме так откровенно сказано и про Украину, и про США, и про родственные узы между русскими, а теперь это покажут в Европе? Как это произошло, как отобрали картину для показа?
Илья Новодворский: Смотрите, на самом деле, в Европе мы показали более короткую версию и старались некоторые негативные моменты скрасить. Мы их повырезали, потому что понимали, что если оставлять полную ленту, то ее никто не возьмет и не покажет. А наша задача была, все равно - донести основной смысл, основной посыл. То, что США во всем этом виноваты - это и так всем понятно, но оставь мы это в фильме - он бы не прошел на Каннский фестиваль. Мы старались негативные моменты исключить. Чтобы любой человек из любой страны, посмотрев этот фильм, задумался. Действительно, жители Донбасса - всей душой с Россией, они хотят быть с Россией, они благодарны России, но если это лишний раз показывать, то мы их только будем злить. А мы можем показать именно хорошие стороны, то, что там живет сильный народ, то, что народ там не сдается и заставляет собой восхищаться. Они продолжают строить мирную жизнь, находясь в состоянии войны.
Вопрос: Что решили не показывать европейцам, чтобы их "не злить"?
Илья Новодворский: Мы старались [убрать] именно те эпизоды, где говорили конкретно по именам, кто в Киеве сейчас бандиты, чем они занимаются, [убрать] акцент на том, что народ говорит "мы хотим быть с Россией" и прочее. А так, в принципе, мы оставили смысл, который мы закладывали в этот фильм. Да, конечно, там пришлось немножко - я бы не сказал цензурировать - сокращать, но цель оправдывает средства. Мы старались.