Оригинал взят у
karpets в
Елисеев о "белом республиканстве"Оригинал взят у
a_eliseev в
К чему привёл отказ Колчака (и белых) от монархизма"Фашизм Колчака был отвергнут подавляющим большинством сибирского общества. К примеру, местные черносотенцы, которых насчитывалось в Сибири до 10 тысяч человек, саботировали мероприятия белых властей. Например, они отказались вступать в военизированные организации дружины Святого Креста и дружины Крестоносцев. Так, представитель Антанты при ставке Верховного правителя, английский генерал Альфред Нокс считал, что при соответствующей пропагандистской работе в Сибири под знамена дружин Святого Креста можно было собрать не менее 600 тысяч добровольцев, но за сентябрь-октябрь 1919 года удалось вовлечь не более 400 человек. Это говорит о недоверии населения края к возрождённой в Сибири системе столыпинского бонапартизма. Одной из причин провала кампании по вовлечению консервативных и черносотенных слоёв сибирского населения в ряды военизированных религиозных отрядов являлся отказ Колчака от традиционной триады "доктрины официальной народности". На знамёнах зелёного цвета дружин Святого Креста» значились только два лозунга: "За веру! За Отечество!"Конечно, никакого "фашизма" у Колчака не было. "Национальное, правое и демократическое" государство, какой уж тут фашизм. Впрочем, и демократию пихали так, для блезира. Неостолыпиншина - да, безусловно. Собственно, этакий национал-либерализм, псевдонациональная прозападная диктатура, прикрывающая компрадорский капитализм. Вполне себе так по-латиноамерикански, вспомним хотя бы Аугустушку Пиночета. В общем, "гайдаро-чубайсовщина" в мундирах.
Царь этим ребятам был не нужен, всё могло бы окончиться самодержавием, а
самодержавие плутократов сдерживало, хотя, увы недостаточно, что и привело к крушению. Но оно шло к социализму государственно-корпоративного типа, при котором, несомненно, существовал бы и мощный артельно-кооперативный сектор. В белой Сибири тоже мог бы возникнуть такой же монархо-социализм, который совсем был не нужен
"кондотьеру" (наемнику) Запада Колчаку, а тот сам себя характеризовал именно так.
Обратите внимание, насколько сильны были монархические настроение в Сибири - кстати, не знавшей крепостничества. Если бы антибольшевистские силы выдвинули лозунг народного царя, то они обязательно победили бы, о чем писал Троцкий. Но нет, белые держались за свой либерализм и закономерно проиграли.
А вот красные активнейшим образом использовали сверхпопулярный (в Сибири) монархизм. Красный партизан Н. Щетинкин выпускал такие воззвания: "Пора покончить с разрушителями России, с Колчаком и Деникиным, продолжавшими дело предателя Керенского… Во Владивосток приехал уже Великий Князь Николай Николаевич, который и взял на себя всю власть над Русским народом. Я получил от него приказ, присланный с генералом, чтобы поднять народ против Колчака. Призываю всех православных людей к оружию. ЗА ЦАРЯ И СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ». Вот это и есть формула победы! И это вполне актуально сегодня!
К слову,
большинство офицеров, пошедших на службу в РККА были именно монархистами, считавшими главным злом - либерализм белых.
А идея советской монархии была взята на вооружение наиболее мощным из всех монархических движений эмиграции -
движением младороссов ("Царь и Советы"), бывших последовательными национал-революционерами.