Аркадий Малер.О нашем национальном преимуществе.

Oct 18, 2014 22:25

Накануне много общались с Маргаритой Зайдлер, - для тех, кто еще не знает, - удивительной женщиной, стопроцентной немкой из самого Виттенберга, которая самостоятельно пришла к православию, готовится принять монашество и, к тому же, активно выступает за Новороссию и православную цивилизацию в целом. Конечно, она далеко не первый наш знакомый из Западной Европы, обратившийся к православной вере, но именно после общения с ней я окончательно пришел к выводу, что в культуре нашей страны есть одно колоссальное преимущество перед Западом - это традиция многочасовых серьезных разговоров по самым главным вопросам жизни и смерти, которую не знает западный обыватель.

Я долгое время не мог понять, почему даже ищущие и мыслящие западные люди, вроде бы живущие в мире всевозможных свобод, как правило, совершенно ничего не знают о православии, а их представление о христианстве строго ограничено выбором между католицизмом и местной разновидностью протестантизма. Понятно, что они могут не знать историю, но они хотя бы должны знать географию и, как минимум, интересоваться тем, какая именно христианская конфессия доминирует почти во всей Восточной Европе, включая всю Россию.

И каждый раз, когда я спрашивал таких немцев, англичан, французов и т.д., почему их сограждане столь "ленивы и нелюбопытны", то они мне каждый раз указывали две причины, в реальность которых очень трудно поверить русскому человеку, не имеющему опыта западной жизни.
Первая причина - вокруг православия существует негласный "заговор молчания", о нем не рассказывают ни в школе, ни по телевизору, нигде, так что гораздо чаще можно услышать про экзотические культы вуду, каббалистическую магию, друидическую астрологию и прочую оккультятину, чем про государственную конфессию самой Греции - культурной родины всей Европы. Поэтому, когда разочаровавшийся западной цивилизацией "средний европеец" вдруг выглядывает за горизонт в поисках "подлинной духовности", то он минует взглядом всю евразийскую диагональ от Адриатики до Берингового пролива и, скорее всего, приходит к исламу или буддизму.

Вторая причина - когда у среднего западного человека начинается мировоззренческий кризис и он хочет об этом поговорить с окружающими, то у него почти ничего не получится, потому что в "приличном обществе" об этом говорить не принято, а для таких "несчастных людей" есть особые резервации и платные тренинги. Я очень хорошо это помню, когда впервые оказался во Франции и Америке, - там "за столом" не принято говорить на две темы - о религии и политике, т.е. о том, о чем в Москве я говорил всегда и со всеми. (Отличие западного "застолья" от русского - это отдельная тяжелая тема). Там люди должны сидеть с натянутыми улыбками и говорить исключительно о том, что не может вызвать никакого напряжения, то есть ни о чем - о погоде, еде и машинах. А во что мы веруем и даже за кого собираемся голосовать на выборах - это "интимные вопросы", к повседневной жизни отношения не имеющие.

И вот тогда я понял, когда на самом деле погибнет Россия - когда у нас утратится традиция многочасовых разговоров о смысле жизни, когда русские перестанут друг у друга серьезно спрашивать о том, во что нужно верить и как верить. И именно эта традиция есть то наше национальное преимущество, которое невозможно уничтожить никакими тоталитарными режимами, пока сами русские добровольно не откажутся от него, желая во всем непременно подражать западным обывателям.

А что касается знакомства (хотя бы только знакомства) западных людей с православным христианством, то здесь бессмысленно говорить о каком-либо "негативном опыте", потому что даже никакого опыта в этом отношении не было. То ли мы уверены, что они и так спасутся, то ли мы уверены в том, что они и не нуждаются ни в каком спасении, яко не люди.
Оригинал взят у arkadiy_maler в О нашем национальном преимуществе

Малер, Зайдлер, Европа, вера, Православие, Россия, избранное, мировоззрение, преимущество, Запад

Previous post Next post
Up