Аркадий Малер.Исторические корни русофобии.

Jan 23, 2015 06:37

Оригинал взят у arkadiy_maler в Исторические корни русофобии
Были вчера в Большом театре на опере "Борис Годунов"... В сотый раз убедился в том, что в прохладно-ироническом непонимании русской истории, свойственном не только нашим профессиональным русофобам, но и очень-очень многим, вполне патриотически настроенным гражданам, виновата, конечно, не либеральная или даже коммунистическая идеология, а вся культурная парадигма западноцентрического Модерна, привнесенная в Россию катастрофой петровских культурных реформ. Либералы и большевики - это лишь конечные последыши этой катастрофы, а началось всё с того, что "образованный класс" России стал смотреть на нее глазами секуляризованного католика или протестанта XVIII века.

В этом восприятии Россия интересна и "понятна" только в моменты своего предельного упадка, когда в ней "все плохо", и когда все русофобские мифы о ней кажутся наиболее убедительными: самодурная и самозванная власть, безмолвный и безвольный народ, неподвижно-сонная Церковь и только один хороший человек на всю страну, да и тот - юродивый. И на этом фоне - "просвещенная" и "блистательная" Польша с напомаженными кавалерами и подтянутыми иезуитами, возжелавшая наконец-то оцивилизовать эту "варварскую Русь".

Я не говорю о том, что Пушкин или Мусоргский создавали свое произведение именно об этом, но я убежден в том, что оно именно так воспринимается неподготовленным зрителем - и не только равнодушными иностранцами, решившими через бинокль посмотреть какую-нибудь оперу "про Россию", но и самими русскими людьми, воспитанными в советских и постсоветских школах, где вся русская история до Петра I преподносилась как монотононная трагикомедия с сумасбродными "царями" и "попами" из реквизита Союзмультфильма... Поэтому было бы очень наивно полагать, что консервативные преобразования в России должны свестись лишь к отказу от постмодернистского нигилизма и возвращению к "русской классической культуре" - придется переосмыслить саму эту культуру, столь же гетерогенную и гетерономную, как вся культура классического Модерна.

Малер, Россия, Пётр I, русофобия, либералы

Previous post Next post
Up