Выставка «Караваджо и последователи» пройдет в музее имени Пушкина.

Sep 30, 2015 22:47


15.09.2015 - 10.01.2016, Главное здание

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». Она является своего рода продолжением первой масштабной экспозиции произведений великого итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610), во многом определившего дальнейшее развитие европейской живописи, из музеев Италии, которая прошла в стенах Музея в конце 2011 - начале 2012 года.



Микеланджело Меризи да Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей. 1593-1594. Фонд Лонги (Флоренция)

На нынешней экспозиции будет представлена знаменитая работа мастера «Мальчик, укушенный ящерицей» и картины ведущих западноевропейских художников XVII-XVIII веков, которые в большой мере испытали влияние Караваджо. Уникальность выставки в том, что она включает работы, привезенные из Италии, принадлежащие Фонду Роберто Лонги во Флоренции, а также работы, находящиеся в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В общей сложности на ней будет показано свыше 50 произведений живописи.

Тридцать картин из Фонда Лонги составляют часть богатой коллекции, собранной ученым и критиком Роберто Лонги (1890-1970), одним из видных представителей мировой искусствоведческой науки. Cегодня, как и при жизни Роберто Лонги, эта коллекция хранится на принадлежавшей ему вилле (Villa il Tasso) во Флоренции, где теперь располагается крупный центр изучения итальянского искусства эпохи Ренессанса и барокко. Ядром экспозиции является знаменитое полотно «Мальчик, укушенный ящерицей» (1594), относящееся к раннему периоду творчества Караваджо. Экспозицию логически продолжают работы его первых последователей, Орацио Борджанни (1578-1616) и Карло Сарачени (1570-1620), чьи произведения не часто встречаются за пределами Италии.



Орацио Борджанни. Оплакивание Христа. 1610. Фонд Лонги (Флоренция)

Северный караваджизм представлен на выставке композицией Дирка ван Бабюрена (1595-1624) «Взятие Христа под стражу», а также двумя работами художника долго жившего на Сицилии, Маттиаса Стомера (1600-1650) - «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита». В этом разделе экспозиции будет выставлен признанный шедевр Валантена де Булоня «Отречение святого Петра» (1591-1632) - один из лучших образцов творчества этого французского художника. Весомый вклад испанской школы в интернациональное караваджистское движение наглядно демонстрируют пять превосходных полотен серии «Апостолы», недавно справедливо отнесенных к творчеству Хусепе Риберы (1591-1652), работавшего в Неаполе.



Валантен де Булонь. Отречение св. Петра. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Зрители также увидят выдающиеся по качеству картины Бартоломео Пассаротти (1529-1592), который в своем творчестве предвосхитил натурализм Караваджо, Джованни Ланфранко (1582-1647) и Джачинто Бранди (1621-1691), переосмысливших уроки караваджизма в духе высокого барокко, Гвидо Рени (1575-1642), внесшего свой несомненный вклад в интерпретацию классической традиции в XVII веке. На выставке будут показаны произведения трех «живописцев реальности» (термин, введенный самим Лонги) - Джакомо Черути (1698-1767), Фра Гальгарио (1655-1743) и Гаспаре Траверси (1722-1770) - которые уже в следующем, XVIII столетии продолжали черпать вдохновение в традициях натурализма, заложенных Караваджо.



Хусепе Рибера. Св. апостол Фома. Ок. 1613. Фонд Лонги (Флоренция)

Выставка, организованная в ГМИИ им. А.С. Пушкина, дает блестящую возможность показать 30 работ из собрания Фонда Лонги вместе с хранящимися в Музее картинами круга Караваджо - произведениями итальянских, французских, голландских и испанских мастеров. Таким образом, посетители получат уникальную возможность сравнить уровень исполнения и индивидуальный почерк художников. Это тем более увлекательно, что речь идет о произведениях видных мастеров, таких как Анджело Карозелли, Караччоло, Валантена де Булоня, Геррита ван Хонтхороста. Среди картин, достойных особого внимания, выделяется «Коронование терновым венцом» Томмазо Салини (1575-1625), художника, не представленного в собрании Фонда Лонги, поскольку изучение его творчества стало итогом исследовательской работы последних десятилетий.

Выставка также поможет понять и оценить масштаб личности Лонги-коллекционера. Собранные им произведения отражают глубокий интерес к творчеству Караваджо и мастеров его круга, который ученый пронес сквозь всю свою жизнь, а благодаря превосходному знанию истории искусства и индивидуальной манеры художников Лонги удавалось приобретать первоклассные произведения живописцев, чьи имена еще не пользовались известностью. Среди них шедевр Анджело Карозелли (1585-1662) «Аллегория бренности» (ок. 1608 - 1610), работа неаполитанского караваджиста Батистелло Караччоло (1578-1635) «Положение во гроб» и два полотна Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656-1659). Своей известностью Маттиа Прети во многом обязан юношеским трудам Роберто Лонги о художниках так называемого натуралистического направления. Выставка в полной мере дает представление о том, сколь важную роль играли в научной биографии Лонги исследования о творчестве Караваджо и его ближайших последователей, которых принято называть караваджистами.



Томазо Салини. Коронование терновым венцом. Ок. 1610.

Своего рода сюрпризом для посетителей выставки станет большая алтарная композиция Джованни Бальоне (1566-1643), учителя Томмазо Салини, приобретенная для собрания ГМИИ в конце 2014 года. Некоторые произведения, в частности полотно Батистелло Караччоло и две работы Хусепе Риберы, специально прошли реставрацию и впервые предстанут перед публикой.

Идея выставки принадлежит Виктории Марковой.
Кураторы выставки:
Мина Грегори, президент Фонда Роберто Лонги;
Мария Кристина Бандера, научный директор Фонда;
Виктория Маркова, ведущий научный сотрудник, хранитель итальянской живописи ГМИИ им. А.С. Пушкина.

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2015/caravaggio/index.php
Оригинал взят у philologist в Выставка «Караваджо и последователи» пройдет в ГМИИ

живопись, музеи, Москва, выставки, Караваджо

Previous post Next post
Up