Роден. Парижские адреса II

Nov 17, 2017 00:00

Оригинал взят у nikolai_endegor в Роден. Парижские адреса II
Продолжение. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/163670.html

Родена можно назвать певцом обнаженного женского тела. Скульптор писал: "Какое ослепляющее зрелище: женщина, которая обнажается! Это подобно тому, как солнце пробивается сквозь облака. Первый взгляд на ее тело - это шок, потрясение. Словно при яркой вспышке зритель, на мгновение ослепленный, постепенно приходит в себя. В каждой модели - целый мир, и глаз, умеющий видеть, открывает его и проникает так далеко! Но особенно важно то, чего многие не в силах разглядеть: таинственные глубины внутреннего мира, тончайшие движения души. Но всё это невозможно выразить словами…"

Данаида, 1886-89



Торс Адели, 1882


Моделью для этой скульптуры послужила итальянка Адель Абруцезе, одна из двух сестер, любимых натурщиц Родена. Адель и Анна позировали скульптору для многих работ, в том числе для сюжетов "Врат ада". C Адели скульптор лепил "Крадущуюся женщину", "Ирис - посланницу богов", обеих "Кариатид" (см фото в конце первой части ).

Густав Макс Стивенс. Адель и кариатида, 1896


Торс Адели послужил прототипом женской фигуры для "Вечной весны" - одной из самых знаменитых и чувственных скульптур Родена

Вечная весна, 1884


Анна Абруцезе была моложе сестры, она попала в студию Родена в 1887 году и сразу вдохновила мастера на создание иллюстраций для сборника Шарля Бодлера "Цветы зла".

Из иллюстраций к "Цветам зла", 1887.


Внизу листа написаны строки из стихотворения Бодлера:
"К тебе взываю я,
о та, кого люблю я,
из темной пропасти,
где сердце схоронил"

Анна также была моделью для "Сибиллы" и прекрасного "Туалета Венеры". У меня нет фотографии последней работы в мраморе (а именно в мраморе, мне кажется, ее надо смотреть), поэтому привожу фото из Википедии. Позднее эта фигура была включена в композицию "Поэт и муза", которая находится у нас в Эрмитаже.

Туалет Венеры, 1887-88.


Роден в мастерской с одной из своих моделей


В 1884 году в студии скульптора появляется Камилла Клодель, тогда еще совсем юная двадцатилетняя девушка. Она лепит с тринадцати лет и непременно желает учиться у мастера, слава о котором уже разнеслась по Парижу. С большой неохотой Роден соглашается взять ее в подсобники, но Камилла своим трудолюбием, умением, острым умом быстро завоевывает его внимание и уважение.

Ателье Сезара. Камилла Клодель, 1884


Родена буквально соблазняет огненный темперамент и исключительный талант его новой ученицы, она становится его сотрудником, а затем моделью, музой и любовницей. Она позирует для нескольких бюстов, "Вечного идола", "Данаиды". Последняя была начатая в 1885 для "Врат ада", но не вошла в их последнюю версию.

Данаида, 1886-89


Данаиды, дочери царя Даная, должны были заполнить водой бездонную бочку в наказание за убийство своих мужей в первую брачную ночь. Роден отошел от буквальной трактовки сюжета, он изображает отчаяние женщины, осознающей бессмысленность и абсурдность своей задачи. Измученная, она опирает голову на руку, а ее распростертые "жидкие" волосы сливаются с водой из опрокинутой вазы. Но по сути своей эта скульптура не только и не столько мифологический персонаж, сколько пейзаж конкретного прекрасного тела с подчеркнутыми линиями спины и шеи.

Андромеда, 1886. По легеде, девушка была прикована к скале как жертва для злобного чудовища


Мне кажется, пропорции этого тела узнаваемы - это тоже Камилла. Скульптура была представлена на выставке 1886 года под названием "Фигура сложенная пополам".

И до, и после Камиллы Клодель у Родена было много связей с женщинами, как с натурщицами, так и с заказчицами. Но лишь с Камиллой у него сложились не только любовные, но и творческие отношения, которые взаимно обогатили обоих. Они много работали вместе, делясь студиями и моделями, даже заимствовали друг у друга сюжеты скульптур.

Камилла Клодель.Девушка со снопом, 1887 (слева).
Огюст Роден. Галатея, 1889 (справа)


Камилла Клодель. Огюст Роден, 1886-88. Этот бюст был единственным скульптурным портретом мастера, который нравился ему самому.


Огюст Роден. Маска Камиллы Клодель, 1884-95


Роден всегда арендовал несколько мастерских, некоторые из которых были "секретными" - там он не только лепил, но и встречался с женщинами втайне от своей гражданской жены Розы Бёре. Для встреч с Камиллой он снял старый особняк на Итальянском бульваре, 68 (ныне бульвар Огюста Бланки) и мастерскую для Камиллы напротив (Итальянский бульвар, 113) - там она работала, а потом и жила.

Фоли-Небур, мастерская Родена на Итальянском бульваре


Удивленная нимфа, 1886


Камилла Клодель. Шакунтула, 1886. Девушка встречает своего мужа, который долгое время был заколдован.


Роза догадывалась о связях Родена с другими женщинами, она очень от этого страдала, но терпела, поскольку увлечения Огюста были достаточно кратковременными и поверхностными. Но когда тот влюбился в Камиллу, Роза почувствовала неладное. Она начала упрекать Родена, а потом и нашла его с Камиллой убежище. Разразился скандал. Камилла в свою очередь категорически не желала делить Родена ни с кем, и требовала, чтобы скульптор женился на ней, расставшись с Розой, брак с которой не был оформлен. Мастер оказался между двух огней. Он упорно отказывался бросать Розу, которая поддерживала его в самые трудные годы, вела дом, воспитывала его сына. В то же время он хотел удержать Камиллу, которую любил, и которая очень помогала ему в работе - по сути, она была чуть ли единственным человеком к чьему мнению он действительно прислушивался.

Нежелание Родена оставить Розу приводило Камиллу в бешенство. Она отдалялась от скульптора, ее самоотверженность и любовь постепенно превращались в подозрительность, а потом и в ненависть. Она начала считать, что Роден обкрадывает ее, препятствует творческому росту. В 1893 году происходит их первый разрыв, а в 1898 году она уходит окончательно.

Камилла Клодель. Эпоха Зрелости, 1893-1900


Эта скульптура - аллегория личной драмы Камиллы во время разрыва с Роденом. Фигура на заднем плане - ее автопортрет. Роден также тяжело переживал расставание, но так и не позвал Камиллу вернуться. Правда он не озлобился, продолжал поддерживать ее работы и даже тайком помогал в организации персональной выставки Камиллы в 1905 году.

Огюст Роден. Падение ангела, 1895


Расставание с Роденом стало поворотным моментом в судьбе Камиллы Клодель. Боль от разрыва и раздражение, вызываемое критиками, которые упорно видели в ней не самостоятельного скульптора, а лишь тень учителя, привели к серьезному внутреннему надлому. После 1905 года у нее развилось психическое заболевание и она многие года провела в больнице для душевнобольных...

...

Во второй половине 80х годов Роден был буквально завален заказами. Он берется за всё, работает от зари до темна, а иногда и по ночам, в нескольких мастерских параллельно, изнуряя себя, помощников и натурщиков. Он продолжает работу над "Вратами ада", создает любовные этюды, ваяет бюсты и монументы.

Блудный сын, 1889


Рильке писал об этой скульптуре: "Тут не только сын на коленях перед отцом. Такому жесту необходим бог, и в человеке, делающем этот жест, заключены все те, кто нуждается в боге. Этому камню принадлежат все просторы - он один во вселенной."

В 1885 году Роден получает заказ от муниципалитета Кале на создание памятника героям, решившим пожертвовать жизнью ради спасения родного города. В период Столетней войны (XIV век) Кале был осажден войсками английского короля Эдуарда III. Когда у защитников иссякли припасы и сдача города казалась неизбежной, англичане предложили сохранить жителям жизнь при условии, что шесть знатных горожан придут в лагерь победителей босыми, в рубищах и с ключами от города, а затем будут казнены. Первым вызвался сдаться врагам один из отцов города Эсташ де Сен Пьер, потом к нему присоединились еще пять человек. Они выполнили все условия английского короля, пришли в его лагерь и были бы казнены, но беременная жена Эдуарда III умолила мужа сохранить пленникам жизнь во имя будущего ребенка.

Заказчики хотели чтобы была изваяна только фигура Эсташа де Сен Пьера, но Роден настоял, что памятник должен представлять всех шестерых заложников, добровольно согласившихся принять смерть. После поражения Франции от Пруссии в войне 1870-71 годов, тема "побежденный, но не сломленный" была очень близка Родену и работа над "Гражданами Кале" стала его любимым детищем. Скульптор трудился над памятником с фантастическим рвением и уже через четыре года - рекордный для Родена срок - представил публике готовый вариант.

Граждане Кале, 1889


В противоположность традиционным мемориалам с пирамидальной архитектоникой, Роден избирает необычное решение - он располагает фигуры в одной плоскости, разворачивая композицию по спирали, и передает психологизм и трагизм ситуации через отношения тел и выражения лиц участников этой "процессии к смерти".

Граждане Кале, фрагмент. Слева направо: Жан де Фиен, Эсташ де Сен Пьер, Жан д'Эр


Эсташ де Сен-Пьер представлен благородным стариком с бородой и усами, который словно несет на себе все страдания людей. Жан д'Эр суров и отважен, он бросает смерти вызов, его голова поднята, а руки крепко сжимают ключи от города.

Граждане Кале. Жан д'Эр. Последовательные варианты статуи
1.


2.


Наиболее выразительной мне кажется фигура Пьера де Виссана. В жесте его руки и отчаяние, и принятие судьбы, и решимость идти до конца. В лице Пьера, обращенном к стоящему позади него брату Жаку, боль и призыв исполнить свой долг.

Граждане Кале. Пьер де Виссан
1.


2.


Рука Пьера де Виссана - одна из наиболее запоминающихся деталей в творениях мастера. Ее кисть Роден объединил с маской Камиллы Клодель после их расставания (см. фото выше), придав композиции тревожное и даже трагическое звучание.

Гипсовый вариант "Граждан Кале" стал главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне, организованный друзьями в 1889 году. Он получил восторженные отклики публики и критики. Однако на отливку памятника в бронзе у мэрии Кале денег не хватало - и это при том, что Роден взял за работу над шестью фигурами цену лишь одной из них. В стране была объявлена подписка на реализацию монумента, и через 5 лет средства наконец были собраны. Открытие памятника состоялось 3 июня 1895 года и вылилось в настоящий национальный праздник. Известность Родена многократно возросла, он начал получать большое количество важных и дорогих заказов и наконец обрел достаточную финансовую свободу.

Апполон побеждающий Питона, 1894. Рельеф для памятника президенту Аргентины Доминго Сармьенто


Как человек, Роден всегда тяготился суетой и шумным обществом, ему скорее был по душе размеренный уклад сельской жизни. В начале 90х годов он решает перебраться из Парижа в пригород. Не последнюю роль в этом сыграло и желание отдалить друг от друга Розу и Камиллу, буквально рвущих его на части. В 1893 Роден арендует виллу Брийан в Мёдоне под Парижем, а в 1895 году выкупает ее в собственность. Здесь они с Розой будут жить до конца своих дней, здесь он будет собирать свою коллекцию предметов искусства. Сейчас вилла является домом-музеем Родена, став как бы продолжением главного музея на улице Варенн в Париже.

Дом-музей в Мёдоне, подъездная аллея


Вилла Брийан, основное здание


Огюст Роден и Роза Бёре на вилле Брийан, 1893


Интерьеры дома во многом сохранились. Кажется, хозяин вот-вот зайдет в столовую и сядет за стол...
1.


2.


Веранда, она же малая мастерская


Вскоре рядом с домом появилось еще одно сооружение, образец прекрасной архитектуры. Стоявшее на склоне соседнего холма шато Исси решили снести. Роден, который обожал старую архитектуру, не мог этого вынести и выкупил у владельцев крупные фрагменты здания, после чего восстановил его фасад в своем парке.

Портик старого шато в парке виллы


Портик примыкал к большому павильону где собирались работы Родена и предметы старины, которые скульптор начал коллекционировать. Повторю вслед за Рильке: "Очень сильное впечатление производит просторный светлый зал, где все эти ослепительно белые скульптуры, кажется, смотрят на вас из-за высоких стекол дверей, словно обитатели аквариума."



Сейчас в переделанном павильоне выставлены варианты работ Родена в гипсе, предварительные этюды, раскрывающие творческий процесс мастера, рассказано о процессе создания отдельных скульптур, в частности подробно представлена подготовительная работа для памятников Гюго и Бальзаку.

Павильон скульптур в Мёдоне
1.


2.


Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году, и это была для него большая честь: только самому выдающемуся из скульпторов того времени можно было доверить увековечить образ национального гения. Монумент планировалось установить в Пантеоне, где великий писатель был похоронен годом раньше. Роден создал множество вариантов, но ни один из не удовлетворял ни его самого, ни официальных заказчиков. Главной идеей скульптора было изобразить Гюго могучим обнажённым титаном в окружении муз, но обнажённая фигура была неуместна в усыпальнице. Тогда Роден сделал фигуру сидящей и полуприкрытой, убрав всех муз, кроме одной. Но и этот проект был отклонён, хотя и отлит в бронзе. Вместо Пантеона его установили в саду Пале-Рояль, он пропал во время оккупации Парижа немцами, возможно был переплавлен.

Сейчас бронзовый Гюго встречает посетителей у входа в дом-музей Родена в Мёдоне.

Виктор Гюго, 1897-98


Продолжение следует

женщины, женское, скульптура, Роден

Previous post Next post
Up