Оригинал взят у
tito0107 в
Саломея-3Начало Продолжение Здесь - 17 век и немного 18-го, так что если вы ждали Моро и Бердслея, я вас разочарую - их не будет.
Ничего принципиально нового в плане иконографии в 17 столетии не появляется, продолжают существовать все варианты сюжета о Саломее: танец на пиру у Ирода, вручение головы Саломее палачом, Саломея с головой Иоанна, Саломея вручает голову Ироду и/или Иродиаде. Но барокко добавляет драматизма в эту и без того драматичную историю.
Историю живописи 17 столетия принято начинать с Караваджо и мы не будем изменять этому правилу.
Караваджо, ок. 1607
Здесь, пожалуй, самая великовозрастная Саломея из всех. И да, пожалуй, иконографическим новшеством является присутствие рядом с Саломеей старухи-служанки, перешедшей сюда от Юдифи. В картинах предыдущего столетия служанка обычно молодая, но не всегда: в одной из работ Бернардино Луини, например, - старая.
Караваджо, ок. 1510
Караваджисты:
Баттистелло Карачолло, ок. 1615-1620
Франческо Рустичи, до 1625
Гверчино, 1637
Кстати, штаны у палача - по моде столетней давности. В 17 веке в живопись проникает наивный историзм.
Бернардо Строцци, после 1630
Бернардо Строцци, ок. 1635
Лицо палача гротескно - можно его рассматривать и как пережиток маньеризма и как предвестие рококо
Гвидо Рени, 1634
Копия с Гвидо Рени, 18 в.
Возможно, этот тот случай, когда копия лучше оригинала. И мальчик-паж снова одет по моде условного начала 16 в. Вообще, Гвидо Рени и в 17 столетии уже стал художником, пожалуй, более влиятельным, чем Караваджо, а в стелующем веке возвысился едва ли не до уровня Рафаэля, в то время как Караваджо основательно подзабыли (но не совсем)
Гвидо Рени, ок. 1630-1635
Онорио Мариани, ок. 1680
Саломея, похоже, в тюрбане, но это может быть и Иродиада, а Саломея держит поднос.
Круг Рембрандта (
Карел Фабрициус?), ок. 1640
В 17 веке в живопись вновь возвращается Саломея-подросток
Питер де Греббер, до 1652
Здесь старуха Иродиада протыкает язык Иоанна шпилькой - сюжет, заимствованный из легенды о Фульвии и голове Цицерона: "Пусть теперь поговорит!" Сама Иродиада в данном случае "выросла" из старой служанки.
Кстати, в
творчестве де Греббера заметно влияние не только голландских караваджистов и Рембрандта, но и Рубенса.
А вот и сам Рубенс:
Рубенс. Пир Ирода, 1633
Здесь Иродиада выглядит моложе своей дочери, она очень похожа на юную жену пожилого художника, Елену Фоурмен. И тоже тыкает вилкой язык Иоанна
Андреа Ансальдо, ок. 1630
Похожая по иконографии картина, но Саломея здесь действительно девочка-подросток. Выглядит несколько архаично, но без влияния Рубенса здесь не обошлось. И, что довольно редко для 17 в., на заднем плане присуствует сцена отсечения главы Иоанна Предтечи.
Георг Швайггер. Усекновение главы Иоанна Предтечи, ок. 1648
Георг Швайггер. Саломея преподносит голову Иоанна Ироду, ок. 1648
Чем дальше на восток, тем архаичнее
Бартоломеус Штробель, пир Ирода, ок. 1630-1643
На картине польского художника - бесчисленное количество фигур, причем многие - портреты реальных людей, совсем как у кватрочентистов. Фрагмент с Саломеей
Леонарт Брамер, ок. 1635-1640
Насколько у него все проще! Один из моих любимых художников.
Еще один хороший, но недооцененный художник:
Маттиа Прети, ок. 1656-1661
И снова Саломея- подросток и молодая Иродиада
Маттиа Прети
Очевидно, эта картина относится к раннему, чисто караваджисткому этапу его творчества. Здесь Саломея уже довольно взрослая и Ирод очень своеобразный.
В заключение - пара Саломей конца 17 и 18 века
Онорио Мариани, кон. 17 в.
Его я
тоже упоминал
Гаспаре Траверси, 1760
Про 18 век и, отчасти, первую половину 19 писать скучно - в иконографическом плане там мало что происходит, сплошное эпигонство. А в последние полтора столетия всяк интерпретирует тему как ему взбредет в голову и просто не знаешь, за что хвататься, поэтому на 17 веке рассказы о христианских сюжетах я обычно и обрываю.
Но с Саломеей мы пока не прощаемся. Есть чем дополнить