Оригинал взят у
tito0107 в
Саломея - 2НачалоК началу 16 в. нарративность не то, чтобы уходит из картин о Саломее и Иоанне Крестителе, но сильно ослабляется. Сюжеты с пиром Ирода относительно редки, зато часто встречаются изображения с усекновением главы Иоанна и передачей этой главы Саломее. (Что довольно странно - Высокое Возрождение обычно избегало кровавых сцен). Или просто Саломея с отрубленной головой Иоанна Предтечи.
Вполне вероятно, что такая иконография возникла в среде ломбардских художников - последователей Леонардо да Винчи в начале 16 в. Повлияла ли на ее сложение иконография Юдифи с головой Олоферна - сказать сложно
Бернардино Луини
Предположил бы, что это первое десятилетие 16 в, ну, или, по крайфней мере, до 1515. Юному и прекрасному лицу Саломеи противовоставляется уродливый профиль палача.
Бернардино Луини, 1527
Бернардино Луини
Бернардино Луини
Джампетрино, ок. 1510-1530
Предположил бы, что это Джампетрино заимствовал у Луини, как менее талантливый у более талантливого, но возможно и обратное. А может, оба подражали кому-то третьему.
Андреа Соларио, 1506-1507
Самая ранняя, из встретившихся мне, "одинокая" Саломея, правда здесь еще присутствует рука палача. Потом и она исчезнет. Похожая композиция встречается неоднократно у Бернардино Луини. Лицо и поза Саломеи отдаленно напоминают Юдифь Джорджоне созданную чуть раньше, не исключено, что Андреа Соларио знал ее по рисункам или гравюрам
Андреа Соларио, до 1522
Особенность ломбардской школы первых десятилетий 16 в. в том, что влияние высокого ренессанса (в первую очередь от Леонардо да Винчи, но и от венецианцев тоже) встречается с влиянием заальпийского, греманского, в первую очередь, искусства. Переносимся на север.
Якоб Корнелис ван Остзанен, 1524
Здесь тоже, кажется, без венецианцев не обошлось
К этой теме многократно обращался Лукас Кранах Старший (Юдифь, как мы помним, он тоже любил изображать). По сравнению с современными итальянцами его творчество выглядит архаичным, но без итальянского влияния здесь не обошлось, в плане иконографии, по крайней мере (и не только)
Лукас Кранах
Лукас Кранах, 1539
Здесь Саломея предстает довольно мерзкой девчонкой, но мне она напоминает Саломею в Фра Филиппо Липпи в окарикатуренном виде.
Лукас Кранах
Живопись Кранаха породила множество подражаний, которые появлялись вплоть до начала 17 в.:
Йозеф Хайнц, ок. 1600-1605
Снова пересекаем Альпы
Чезаре де Сесто, до 1522
Еще один ученик Леонардо. Уже маньеризм, практически
Бартоломео Венето, первая треть 16 в.
А вот Бартоломео Венето до маньеризма так и не дорос.
Но вернемся к высокому ренессансу
Себастьяно дель Пьомбо. Дочь Иродиады, 1510
В 16 веке типаж Саломеи-подростка встречается редко. Даже юные девы изображаются полными, с правильными чертами лица и исполненными величия
Бернардино Личинио
Каллисто Пьяцца
Алонсо Берругете, ок. 1512-1517
Один из самых ранних примеров маньеризма в чистом виде
Тициан, ок. 1515
Тициан, ок. 1560
Тициан, ок. 1570
Немного об истории этой картины
Якопо Пальма Младший, кон. 16 в.
Видимо, пользовалась популярностью:
Давид Тенирс Младший, ок. 1630-1640
Адриен Томас Кей, ок. 1570-1575
Образ Саломеи выдает знакомство Кея с венецианской живописью
Окончание следует