Южный фасад церкви.
Оригинал взят у
uchitelj в
Церковь Святой Софии в Монемвасии, ГрецияЦерковь Святой Софии в Монемвасии относится к самому яркому типу греческих византийских храмов - типу храмов с куполом на тромпах, выдающимися образцами которого являются церкви монастырей Дафни и Осиас Лукас.
Внушительная византийская церковь Панагия Одигитрия (Святой Софией она была названа после революции 1821 года) живописно возвышается на краю скалы верхнего города Монемвасии. Традиция связывает церковь с императором Андроником Палеологом, однако источники указывают на то, что храм, посвященный Деве Одигитрии, намного старше и восходит к середине XII в.
В первый венецианский период (1463-1540) здание служило католической церковью, названной Мадонна дель Кастелло, или Nostra Donna в Кастелло. В оттоманский период (1540-1690) церковь была превращена в мечеть, к ней был добавлен михраб, остатки которого сохранились на южной стене. Во втором венецианском периоде (1690-1715) здесь был католический монастырь посвященный Мадонне дель Кармине. В этот период был добавлен экзонартекс. В период Второго османского владычества (1715-1821) церковь снова стала мечетью и вернулась к христианскому богослужению только после освобождения города, когда и была посвящена Премудрости Божией. Даты 1827 и 1845 на западной стороне, очевидно, соответствует ремонтным работам в храме.
Архитектура храма относится к типу восьмиугольного храма, соединяющего крестообразный план с октогональным подкупольным пространством, как в церквях Дафни, Святого Луки, Святого Теодора в Мистре и некоторых других храмах XII в. Обширный купол на невысоком барабане охватывает весь наос. Купол основан на восьмиграннике и опирается на 8 устоев.Переходом барабана к куполу служат тромпы. Основные качества интерьера - объединенность внутреннего пространства и его сильно выраженная центричность.
Стены церкви выложены перегородчатой кладкой - тонкие слои плинфы окантовывают прямоугольные каменные блоки. На фасаде и в интерьере сохраняются остатки богатого скульптурного декора, но многое, к сожалению, утрачено. Некоторые фрагменты теперь хранятся в Археологическом музее Монемвасии. Настенные росписи церкви, сохранившиеся во фрагментарном состоянии, высокого качество и восходят к XII - началу XIII в.
На южном фасаде видны остатки галереи (см. план), пристроенной в османский период.
Поскольку южный фасад был хорошо освещен, ему посвящено большинство фотографий. :-)
Восточный фасад - единственный, сохранивший свой первоначальный облик.
К сожалению снять целиком его можно только с моря - церковь стоит на самом краю скалы.
Северный фасад тоже частично закрыт более поздними пристройками.
Экзонартекс на западном фасаде пристроен в венецианский период.
Далее несколько фрагментов.
Скульптурный декор окон.
Здесь, похоже, были кресты, затертые мусульманами.
Редкий пример человеческой фигуры в византийском скульптурном декоре.
Маленькое окошко из сполий.
Продолжение следует.
Текст - автоматический перевод с греческого статьи по ссылке. Возможны ошибки и неточности.
http://antonisparas.blogspot.ru/2015/09/h.html