Михаил Врубель в Киеве

Sep 17, 2016 00:00


Михаил Врубель, еще не успев окончить Петербургскую Академию, приехал в Киев расписывать древнерусский собор. Он еще не знал, что проведет здесь целых шесть лет, откроет для себя удивительный мир византийского искусства, влюбится в жену своего работодателя, встретится с призраком и оставит в киевских храмах образы удивительной красоты.



Михаил Александрович Врубель. Богородица с Младенцем
1885

Киевские годы Врубель будет вспоминать с особым трепетом. Намного позже, приехав в древний город со своей женой и любуясь им, он признается: «Как хорош, однако же, Киев! Жаль, что я здесь не живу. Я люблю Киев!»



Михаил Александрович Врубель. Шиповник
1884, 24×19 см

Открытие древнерусского искусства. Кирилловская церковь

В Киев Врубеля пригласил А. Прахов, преподаватель Киевского Университета, искусствовед, занимавшийся реставрацией уникальных памятников Древней Руси. Он руководил работами по восстановлению только что открытых уникальных росписей ХІІ века в Кирилловской церкви, а также внутренней отделкой строящегося Владимирского собора.

Фрески, обнаруженные в Кирилловской церкви, решено было не консервировать, как это принято в современном реставрационном деле, а обновить, то есть дописать утраченные фрагменты, дескать, храм действующий и негоже его оставлять с «неоконченными» бледными росписями. Для этой работы были приглашены известные киевские художники Х. Платонов, Н. Пимоненко, И. Селезнев, ученики Рисовальной школы Н. Мурашко, а за мастером для задуманного Праховым новым иконостасом в византийском стиле ученый отправился в Петербург.



Современный вид убранства Кирилловской церкви (фото: kyivcity. travel)

Прахов обратился к своему старому приятелю П. Чистякову рекомендовать талантливого студента - профессор назвал одним из самых одаренных своих учеников М. А. Врубеля.

«Через несколько дней я побывал у него, - пишет в своих воспоминаниях Прахов, - просмотрел все работы и убедился в том, что имею дело с выдающимся талантом, превосходным рисовальщиком, а главное для меня - стилистом, хорошо понимающим античный мир и могущем, при некотором руководстве, отлично справиться с византийским стилем, не пользовавшемся в те времена почетом среди художественной молодежи».



Врубель «Автопортрет», 1885

Михаил Александрович Врубель. АвтопортретВрубель приезжает в Киев и на несколько месяцев с головой окунается в мир византийского искусства, мало ему знакомый, ведь в Академии в то время упор делали на античность. Его учителем становится сам Прахов - специалист по Древней Греции и Востоку. Богатейшая библиотека исследователя в полном распоряжении Михаила, а главное, рассказы искусствоведа, объехавшего всю Европу - Италию, Грецию и Турцию, исследуя древние памятники. Перед глазами художника постоянно находятся оригиналы греческого и древнерусского искусства - удивительные, прекрасные мозаики ХІ-ХІІ вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре приводят его в восторг.



Врубель «Пророк Моисей», 1884

Чтобы испробовать силы Врубеля Прахов поручил ему воссоздать фреску ХІІ века с изображением Архангела Гавриила, от которой осталась только графья - процарапанный в сырой штукатурке общий контур фигуры. От художника требовалось практически заново написать образ. Врубель прекрасно справился с трудной задачей, он «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах», написав детали фигуры и одежды архангела в строго византийском стиле, как об этом вспоминает сын Прахова, Николай.



Врубель «Архангел Гавриил», 1884

В Кириллавской церкви Врубель написал пророка Моисея, композиции «Ангелы с лабарами», «Сошествие Святого Духа», в которой прототипами апостолов были киевские ученые и священники.



Врубель «Ангелы с лабарами», 1884



Врубель «Сошествие Святого Духа», роспись в Кирилловской церкви в Киеве

Сюжет «Надгробный плач» художник разработал в трех вариантах, но долгое время не мог показать эскизы Прахову. Тогда Врубель сам выбрал свою любимую сцену и написал ее на стене.

Когда Прахов приехал в Кирилловскую церковь, Врубель поспешил ему сообщить:

- Адриан Викторович, я знал, что вы очень заняты и оттого до сих пор не имели времени побывать у меня. Решил, что в Кирилловскую церковь, наверное, скоро заедите - вот и написал лучший, по моему мнению, эскиз прямо на стене. Потом, если одобрите, перепишу.

- Да какой же это эскиз, Михаил Александрович?! Это великолепное, вполне законченное художественной произведение! Больше ничего к нему не надо добавлять и переделывать! Напишите только заявление в строительную контору об окончании работы и получите следуемые за нее деньги. Вот и все. Поздравляю вас!"



Врубель «Оплакивание Христа», 1884

Мадонна Врубеля

Часто бывая в доме Праховых, Врубель очарован хозяйкой - Эмилией Львовной. Своей сестре в письме он пишет, что встретил «чудесного человека». Он оказывает знаки внимания замужней даме, матери трех детей, надеясь на взаимность.

Как-то Врубель преподнес подарок Эмилии Львовне - необыкновенно красивую акварель «Восточная сказка». Зная, что художник постоянно стеснен в средствах, она предложила показать ее коллекционеру И. Терещенко. Тогда Врубель, человек от природы деликатный и обычно сдержанный, от обиды порвал чудесную работу и молча ушел. Когда через несколько дней он вернулся с извинениями, ему передали заклеенный рисунок.



Михаил Александрович Врубель. Восточная сказка
1886



Михаил Александрович Врубель. Голова женщины (Портрет Э.Праховой)
1885

Когда Михаил Врубель появился в Киеве, ему было 28 лет. Фигурой он был заметной - не в последнюю очередь из-за своих экстравагантных манер. Врубель мог появиться в «черном бархатном костюме, в чулках, коротких панталонах и штиблетах». А чего стоило пальто с семью пелеринами - нонсенс! Этот «пережиток моды» оставался лишь в форменной одежды, и две пелерины мог носить генерал-губернатор… Как-то раз, запачкав нос зеленой краской, в ответ на замечание приятеля - художника Сведомского, - Врубель совершенно закрасил нос зеленым, прошелся по городу и явился в гости к Праховым. Еще и доказывал Эмилии, что это красиво и в будущем будет модно для господ - дамы ведь красятся?

Надо сказать, что Врубель во время пребывания в Киеве страдал от хронической нехватки денег. Хотя гонорары он получал регулярно, причем неплохие (только за алтарь ему было обещано 1 200 рублей), деньги у него не задерживались. Его рассеянность и «несерьезный» образ жизни, а, возможно, и ставшая явно заметной симпатия художника к жене, заставили Прахова предложить Врубелю продолжить работу над иконостасными образами в Италии, на что тот охотно согласился.



Михаил Александрович Врубель. Восточный танец
1887

Прахов дал свои последние «наставления»: «Поезжайте сначала в Равенну, познакомиться там с древними мозаиками церквей: San Vitale, San Appolinare in classe, San Appolinare nuovo, а потом поселитесь в Венеции. Климат в ней мягкий, зимой иностранцев приезжает мало… Тут же, под боком, собор святого Марка с его чудесными мозаиками разных эпох, а в часе езды на гондоле, на острове Торчелло, в церкви Santa Maria Assunta - прекрасно сохранившиеся мозаики ХІІ века. Кроме того, во Дворце дожей, в церквях и музеях - чудесные венецианские колористы: Джиованни Беллини, Паоло Веронезе, Тициан, Тинторетто и много других».



Михаил Александрович Врубель. Мост вздохов. Венеция

Вернувшись из Венеции через несколько месяцев, Врубель представил четыре образа - Иисуса, Святых Кирилла, Афанасия и Богородицу с Младенцем. Перед последней работой, Богородицей, публика застывала, узнав в ней черты Эмилии Львовны Праховой. Ее образ не забылся художником, свои чувства он выразил в иконе - своей прекрасной Мадонне.



Михаил Александрович Врубель. Богородица с Младенцем (эскиз для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве)
1885



Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в Киеве





Кирилловская церковь, наши дни



Иконостас в Кирилловской церкви

Владимирский собор - непонятый гений

Эскизы Врубеля для росписей во Владимирском соборе не были приняты комиссией. Их с трудом можно было представить соседствующими с фресками Васнецова, Нестерова и салонных художников братьев Сведомских и Котарбинского.

- Превосходные эскизы показал мне сегодня в соборе Михаил Александрович, но для них надо построить собор совершенно в особенном стиле, - сообщил Адриан Прахов своей жене.



Врубель «Ангел с кадилом и свечей», эскиз к росписи Владимирского собора

Искусствовед Киевского музея русского искусства М. И. Кружкова объясняет, почему эскизы Врубеля не были приняты, а, главное - остались непонятыми в то время:

«У Врубеля был другой уровень, абсолютное новое понимание религиозной живописи. Это понимание основывалось на великих традициях древнерусского искусства, но было переосмыслено веком модерна и символизма. Его символическая религиозная живопись была совершенно новым словом, именно поэтому было очевидное непонимание его творчества. Русская ортодоксальная церковь следовала устоявшимся традициям, и тогда не было возможности утвердить „авангардные“ - в смысле совершенно новые, - росписи Врубеля, хотя истоки их прослеживаются еще в творчестве Александра Иванова и Николая Ге».

Врубель долго работал над эскизами и создал четыре варианта «Надгробного плача». Они резко отличаются от всего созданного ранее и по силе внутреннего драматизма им нет равных в русской живописи, признают искусствоведы.



Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (первый эскиз к росписи во Владимирском соборе в Киеве)
1887



Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (второй вариант). Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве
1887, 45×62.7 см



Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (третий эскиз росписи Владимирского собора в Киеве)
1887



Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (четвертый вариант). Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
1887, 18×29.8 см

Сцену «Воскресения» Врубель также трактует необычно - его Иисус еще не освободился от уз смерти, что также не согласуется с церковным видением.



Михаил Александрович Врубель. Воскресение. Эскиз к росписи Кирилловской церкви в Киеве
1887, 31.6×43 см



Михаил Александрович Врубель. Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
1887, 35×22 см

Во Владимирском соборе Врубелю были отданы лишь декоративные росписи в боковых приделах на тему «Дни творения». И хотя работа оказалась не такой грандиозной, как предполагалось, Врубель с воодушевлением принялся за нее, увлекая своих помощников:

«Он рисовал пастелью проекты орнаментов колоссальных арок, много раз переделывая, создавал, творил, не заглядывая в так называемые материалы, как это делается сплошь и рядом, нет, все выливалось из-под рук на бумагу в натуральную величину. Написанные орнаменты проходил сам лично, изменяя тот или другой тон, отыскивая гармонию и доводя незатейливые мотивы до дивной композиции, исполненной музыкальности и фантастичности. Орнаменты Врубеля в соборе Святого Владимира - это chef-d'œuvre композиции, пятна, рисунка и тона» (из воспоминаний Л. Ковальского).



Михаил Александрович Врубель. Эскиз орнамента к росписям во Владимирском соборе в Киеве

На открывшейся в Киеве выставке, посвященной 160-летию со дня рождения М. А. Врубеля, показывают не только его работы, но и исторические документы, фотографии и личные вещи - палитру и маленький табурет, на котором художник расписывал киевские храмы.



фото: n.sophiakievska.org

Заказчики Врубеля

С заказчиками у Врубеля как-то не складывалось. Мало того, что он вовсе не дорожил своими работами - писал на чем попало, не заканчивал (в семье Праховых даже прятали от него незаконченные работы), - так он мог переписать уже проданную работу, как это случилось с заказом Терещенко.

На проданной миллионеру работе «Христос в Гетсиманском саду» Врубель, увлекшись цирковой артисткой, написал ее портрет. Узнав о случившемся, коллекционер потребовал назад деньги, которых у художника уже не было и ему пришлось обратиться за ссудой.
В Киеве появился шедевр Врубеля, чудесная «Девочка на фоне персидского ковра».



Михаил Александрович Врубель. Девочка на фоне персидского ковра
1886, 104×68 см

Мария - старшая дочь ростовщика Дахновича, - на картине художника выглядит не просто экзотично. Знаменитая «врубелевская бездна» очей и, в целом, мистический трагизм образа, возможно, и отпугнули отца: портрет он не купил. Однако «…в 1886 году ее купил у Врубеля племянник Федора Терещенко Иван. Вообще-то он заказал художнику другую работу - «Восточная сказка», заплатив задаток в 300 рублей. Мастер вначале вдохновился замыслом, но затем утратил интерес. Деньги потратил, и на нем повис долг. Врубель часто посещал ломбард ростовщика Дахновича, находившийся на углу Крещатика и Бибиковского бульвара (ныне бульвар Тараса Шевченко), - гению живописи нравилось любоваться выставлявшимися там драгоценностями, игрой света на алмазах, изумрудах, рубинах. У него появилась, казалось бы, беспроигрышная идея заработать: написать портрет дочери Дахновича Мани в окружении роскоши. Рассчитывал, что отец девочки приобретет эту работу. Вот только ростовщик отказался ее покупать. И тогда картину «Девочка на фоне персидского ковра» согласился взять Иван Терещенко," - рассказали о жемчужине своего собрания в Киевском национальном музее русского искусства. К слову, ранее каждый 5-летний юбилей художника (с 1976 г.) в музее проводили выставки «Врубель и Киев» (фото ниже - 2011 г.).







Михаил Александрович Врубель. Натурщица в обстановке Ренессанса
XIX, 35×24 см

Необычное появление еще одной работы Врубеля было связано с именем Терещенко.

Художника всегда привлекали красочные сочетания в природе, старинных материях, коврах, завораживала игра переливаний драгоценных камней. И вот однажды Михаил Александрович увидел кусок старинной украинской парчи в доме Праховых и загорелся желанием написать ее.

Прямо на глазах семейства он принялся за дело. Практически закончив рисунок, он сказал: «Нет, я напишу не просто кусок материи, а лучше боярина или, еще лучше, царя, сидящего на троне. Пусть это будет, ну, хотя бы Иван Грозный… Пусть он будет похож на Ивана Николовича [Терещенко]. Он тоже Иван и тоже должен быть - Грозным…» - и, доклеив кусочек бумаги к рисунку, что довольно часто делал, Врубель нарисовал голову «царя».



Михаил Александрович Врубель. Портрет мужчины в старинном костюме ( И.Н. Терещенко)
1886, 27.7×27 см

Врубель - педагог

В Киеве Врубель давал уроки светским дамам Н. Я. Мацневой и Е. П. Бунге, обратившихся к художнику с просьбой научить рисовать акварелью. И хотя техникой акварели он владел великолепно, опыта преподавания у него не было: учитель просто садился и рисовал перед ними цветы.



Михаил Александрович Врубель. Цветы в синей вазе
1887, 16×24 см



Михаил Александрович Врубель. Красная азалия (Два цветка)
1887, 24×15 см

Свои этюды художник оставлял на память своим ученицам, многие из этих работ сегодня хранятся в Киевском музее русского искусства.



Михаил Александрович Врубель. Белый ирис
1887, 24×16 см



Михаил Александрович Врубель. Орхидея. Этюд



Михаил Александрович Врубель. Красные цветы и листья бегонии корзине. Этюд

Появление демона

В Киеве впервые перед Врубелем появляется демон - образ, ставший роковым в жизни художника. Зная об увлечении художника музыкой и поэзией М. Лермонтова, которую он часто читал в их доме, Э. Л. Прахова пригласила Михаила Александровича в театр на новую постановку оперы «Демон» А. Рубинштейна. Вечером в доме Праховых после спектакля он нарисовал небольшую акварель «Ходим мы к Арагве светлой» - первый рисунок к «демонической» теме.



Врубель «Ходим мы к Арагве светлой», 1885

Разгульная жизнь, в которую с отчаяния из-за несчастной любви бросился человек больших страстей, безденежье, постоянные сомнения в своей творческой состоятельности, дурная болезнь, «стартовавшая» в Киеве в тот ранний визит, которая имела роковые последствия, а позже - в 1903 году, - случившееся в этом же городе несчастье, смерть маленького сынишки… Изучая биографию художника, никак нельзя отнести его «киевский период» к житейски благополучному. Однако многочисленные работы, которые создавал Врубель, и которые, в свою очередь, «создавали» его как художника, говорят и о другой стороне его жизни в городе. Для наследия, пожалуй, - главной.

Может, поэтому «самой счастливой порой жизни» Врубель считал именно свой киевский период. Когда в 1901 году он приехал в Киев и пришел посмотреть на свои работы в Кирилловскую церковь, он сказал: «Вот к чему, в сущности, я должен был вернуться».

Автор Ирина Олих
Источник - Артхив

Оригинал взят у vakin в Как Михаил Врубель в Киеве был: маршрутами страстей

живопись, фрески, Киев, иконы, Врубель, храмы

Previous post Next post
Up