Ляхи использовали иудеев чтобы выжить православных русинов из Галиции.

Feb 28, 2024 18:32


СТРЫЙ, город в Галиции (ныне районный центр Львовской области Украины).



Евреи начали селиться в Стрые в начале 16 в., с развитием торговли между восточными областями Польши и Венгрией; несмотря на недовольство горожан, преимущественно русинов*, некоторые руководители местной королевской администрации приглашали в город еврейских коммерсантов. В 1576 г. король Стефан Баторий официально предоставил евреям право жительства в Стрые и гарантировал им равные с христианами права. Борьба муниципалитета за отмену этого решения не прекращалась более 100 лет; тем не менее, почти все последующие польские монархи подтверждали привилегии евреев города, предостерегая бюргеров-христиан от каких-либо враждебных действий против них. Не позднее конца 16 в. в Стрые возникла организованная еврейская община, вошедшая в округ (галиль; см. Ва‘ад четырех земель) Пшемысля; в 1634 г. она получила разрешение приобрести землю для возведения синагоги и устройства кладбища. В середине 17 в. король Ян Казимир издал по просьбе муниципалитета указ, запрещавший евреям жить в Стрые, однако королевский староста Конецпольский его не выполнил, более того - фактически поощрял увеличение еврейского населения, численность которого к 1662 г. достигла 70 человек (5% всего населения). В 1652-70 гг. евреи приобрели в Стрые 11 домов, а в 1660 г. выстроили синагогу. Преемник Конецпольского Ян Собеский объявил в 1663 г., что за евреями сохраняются все права, предоставленные им в прошлом, и запретил муниципалитету решать вопросы, касающиеся городских податей, без участия двух представителей кагала. Пытаясь уладить застарелый конфликт между еврейской общиной и бюргерами-христианами, власти в 1670 г. направили в Стрый комиссию, которая постановила, что все привилегии евреев, включая данное им в 1634 г. разрешение владеть синагогой и кладбищем, остаются в силе, но еврейское население должно платить налоги наравне с остальными горожанами. В 1676 г. Я. Собеский, ставший двумя годами ранее польским королем, приказал устраивать в Стрые базарные дни не только по субботам, но и по вторникам. В 1689 г. стрыйским евреям было дозволено возвести еще одну (деревянную) синагогу. Соглашение, достигнутое в 1696 г. муниципалитетом и кагалом Стрыя, способствовало устранению последних ограничений, препятствовавших коммерческой деятельности местных евреев; единственным базарным днем в городе стала пятница. В 1697 г. католические священники обвинили евреев Стрыя в краже обрядовых предметов из церкви, однако в ходе следствия, тянувшегося до 1708 г., это обвинение так и не нашло подтверждения. В 1765 г. под юрисдикцией стрыйского кагала находились 1727 евреев, живших в городе и его окрестностях. В 17-18 вв. они занимались главным образом торговлей, как оптовой (включая импорт лошадей и вина из Венгрии, экспорт быков, зерна и соли), так и розничной, осуществляя в ряде случаев коммерческие операции в чрезвычайно крупных по тем временам масштабах: так, некий Шмуэль Хаймович в 1701-1704 гг. продавал по 18 тысяч бочек соли в год. Кроме того, евреи Стрыя варили пиво, курили и продавали вино, разводили скот, арендовали поместья и мельницы, брали на откуп таможенные пошлины. Число ремесленников (златокузнецов, портных) было сравнительно невелико. Влияние стрыйского кагала в 18 в. значительно возросло: на окружных ва‘адах его делегаты пользовались немалым авторитетом. В 1772 г. в результате первого раздела Польши Стрый перешел под власть Австрии, и на него были распространены австрийские законы о евреях. В 1795 г. в городе и девяти его предместьях проживали 444 еврейские семьи. С конца 18 в. стрыйские евреи находились под сильным влиянием хасидизма (несмотря на то, что Арье Лейб бен Иосеф ха-Кохен Хеллер /1745-1813?/, бывший в 1788-1813 гг. раввином города и основавший в нем крупную иешиву, решительно выступал против хасидов). Поскольку в 1820-х гг. были введены ограничения на участие евреев в виноторговле и аренду ими поместий, в 1-й половине 19 в. заметно возросло число еврейских ремесленников - портных, пекарей, плотников, лудильщиков, а также торговцев мехами. В 1870-х гг. еврейские предприниматели основали в Стрые литейный и деревообрабатывающий заводы, мыльную и спичечную фабрики. С 1873 г. в городе работала еврейская больница. В 1891 г. было учреждено палестинофильское общество Адмат Исраэль, в 1893 - первый еврейский профсоюз. Среди уроженцев Стрыя и ближайших местечек - писатель, историк и педагог Э. М. Липшюц (1879-1946); историк и географ А. Я. Бравер (1884-1975); поэт и критик Э. Зильбершлаг (1903-?), писавший на иврите; польско-еврейский прозаик и переводчик Ю. Стрыйковский (П. Старк, 1905-96). К 1910 г. численность еврейского населения Стрыя достигла 12 023 человек. Несмотря на то, что среди евреев преобладали религиозные ортодоксы, в двух городских гимназиях учились 447 еврейских детей (37,8% учащихся) и работали около 10 преподавателей-евреев; в том же году была организована школа-интернат, в которую поступили 30 еврейских подростков из окрестностей города. В начале 20 в. пост бургомистра Стрыя несколько лет занимали евреи. В ходе Первой мировой войны Стрый на время заняли русские войска; в период их пребывания в городе (1914-15) евреи подвергались преследованиям и издевательствам. После распада Австро-Венгрии еврейские организации Стрыя сформировали отряд самообороны, насчитывавший около 40 бойцов. В 1918-19 гг., когда город недолгое время входил в состав независимой Украины, здесь работала Еврейская национальная ассамблея, которую возглавляли Э. Бык и М. Биненшток (1881-1923), выходила газета «Идише фолксштиме», в охране общественного порядка участвовала еврейская милиция. В 1919-39 гг. Стрый вновь был в составе Польши. В 1921 г. в городе насчитывалось 10 988 евреев (около 40% всего населения), в 1931 г. - 10 869, в 1939 г. - около 12 тысяч. В 1920-30-х гг. в Стрые действовали отделения всех сионистских партий и Агуддат Исраэль; открылись еврейское профучилище, финансировавшееся Джойнтом, и две еврейских школы (одна из них - под эгидой Тарбута). Работали многочисленные благотворительные, религиозные и культурные организации, однако вскоре после того, как в сентябре 1939 г. город был занят Красной армией и присоединен к Советскому Союзу, новые власти ликвидировали их. Начались аресты и депортации видных деятелей общины; в 1941 г. органы государственной безопасности уничтожили или отправили в исправительно-трудовые лагеря ряд местных функционеров-коммунистов еврейского происхождения. 2 июля 1941 г. в Стрый вступили германские войска; сразу после этого украинцы, действовавшие под руководством нацистов, убили несколько сот евреев. Оккупационные власти организовали в Стрые юденрат. Первый массовый расстрел евреев произошел в ноябре 1941 г. в лесу близ Стрыя (погибло около 1200 человек), второй - в мае 1942 г.; в промежутке между двумя акциями, зимой 1941-42 гг., сотни молодых евреев были отправлены в лагеря принудительного труда, где многие из них погибли от истощения. 1 сентября 1942 г. нацисты депортировали в лагерь смерти Белжец несколько тысяч человек, 17-18 октября того же года - еще около двух тысяч. 1 декабря 1942 г. остатки еврейского населения Стрыя согнали в гетто (лишь немногим удалось бежать до этого из города и перебраться через Карпаты в Венгрию); в феврале 1943 г. были расстреляны около двух тысяч его обитателей, в мае 1943 г. на городском кладбище - около одной тысячи. Окончательная ликвидация гетто последовала в июне 1943 г. (еврейские дома систематически сжигали, не давая тем, кто в них находился, никакой возможности спрятаться); узников рабочих лагерей уничтожили месяц спустя. В августе 1943 г. немецкие власти объявили Стрый юденрайн, однако и в последующие месяцы здесь неоднократно обнаруживали и расстреливали скрывавшихся евреев; лишь немногие из них дожили до августа 1944 г., когда город заняли советские войска. После войны община не была восстановлена. Объединения выходцев из Стрыя действуют в Израиле и США. В 1962 г. издана памятная книга, посвященная истории стрыйского еврейства и его трагической судьбе.

---------

Как же получилось, что в 1921 году население польского города который в 17 веке был населен преимущественно русинами, вдруг стал на 40% заполнен пришлыми иудеями?

Так куда делись русины, которых иуды записывают теперь в придуманную нацию "украинцев"?

Нам много лет рассказывают историю: «поляки пустили к себе иудеев жить».

Вопрос: куда именно пустили и  зачем?

«Тарасе Бульбе» Гоголя  описан  персонаж «Янкель» - архетип иудея.

Помните, чем он занимался?

русины, иудеи, Стрый, город

Previous post Next post
Up