Племя молодое, или есть ли жизнь?

Jan 21, 2018 10:40

Отсечение происходит примерно по пятидесятилетним - тем, кто успел получить дипломы при СССР. Потом началось другое - другое обучение, другие дипломы, другие люди... Хуже? Да нет, не всегда хуже. Мы тоже были не мимими... Не хуже. Но другие. И что-то с теми, советскими поколениями ушло. Собственно, это "что-то" характерно было не для поколений, а для элиты этих поколений - культурной и нравственной...

Что за "что-то"? Сравнительно высокая культура. Тонкость. Бескорыстность служения... (Это если высоким штилем.) Советская жизнь терпела такие излишества: ценой отказа от материальных радостей (но не ценой голодной смерти) можно было купить себе свободу духовной работы. Естественно, не всегда так дешево. Естественно, не любой работы. И естественно - "в стол". Но всё же... Некоторые и покупали.

В 91-м году цена выросла: при отсутствии поддержки богатых родственников за духовную свободу стало нужно платить именно голодной смертью. И понятно, что это немедленно сказалось на уровне любой культурной продукции - и в науке, и в искусстве: он полетел вниз.

Количество талантливых людей при этом, возможно, меньше и не стало. Качество таланта поменялось. Пытаясь продать себя на всеустраивающем рынке, он стал другим. В искусстве? Интересный стёб. Что-то выше? Мне не попадалось...

Вопрос не праздный. Те, кто старше пятидесяти, творчески бесплодны. И потому, что лучшие годы для творчества и профессионального, и социального, мы бездарно профукали. Сотворив такое, на что смотреть без дрожи трудно. И потому, что сегодня очень далеки от того, чтобы схватиться за голову: "Что мы наделали!". "Всё пропало!.." - это наш предел...

Ну, хорошо - бесплодны. А те, кто моложе? Сорока-, тридцати-, двадцати- и менее -летние? Что они? Насколько они способны осмыслить то, что с нами, со всеми нами произошло, и начать выбираться из болота? Как там у нас с племенем молодым, незнакомым? Есть ли там жизнь?

То есть понятно, что мы ничего, чтобы жизни этой помочь не сделали, и, наоборот, сделали всё, чтобы ее убить. Это понятно. Но понятно и то, что вполне убить жизнь молодых нам не удалось. Вот навальнисты, например. Ребята не слишком мудрые, но хорошие... Это я про движение, конечно, не про вождя. С вождем история другая... Или с этим видео-флэшмобом. Тоже очень мило. Всходы посева пуссириот...

Впрочем, хорошими, славными такими дураками земля наша всегда была богата. Намерения всегда наилучшие. Исполнение страшное. Вопрос в другом - насколько в этих поколениях, естественно, у элиты этих поколений, есть интеллектуальный потенциал, чтобы ухватиться за ту единственную веревку, по которой мы можем выбраться из нашей пропасти? Насколько они способны понять, что, только объявив высшим общественным приоритетом осознанное развитие каждого человека, мы получаем шанс на будущее?

Стремление строить новое общество есть у многих. А вот как с умом - с основой способности строить? Без него, без ума ничего не получится. Максимум: анархия - мать порядка. Пустая голова более сложных социальных теорий не рождает.

Ум этим ребятам тренировали. Но ум сугубо практический. Здесь такого сугубо практического недостаточно. Насколько доступны для них более сложные задачи?

Не знаю...
Previous post Next post
Up