Как защитные механизмы искажают восприятие реальности

Jul 21, 2014 11:54

Психика устроена так, что оценка себя всегда должна быть позитивной: моё Я всегда должно быть хорошим. Когда по какой-то причине, а причины бывают разными, оказывается, что моё Я плохое, запускаются процессы корректировки (компенсации).

Характер этих процессов у людей разной психической конституции и разного уровня развития различен. Легче всего компенсируются самые высокие, знающие, что их Я не тождественно ни их мнениям, ни их поведению: они безболезненно меняют то или другое. Но таких - доли процента. Менее высокие восстанавливают душевный покой более дорогой ценой.

Кто-то покупает его раскаянием: к "Я плохой" он добавляет "Я все же не слишком плохой, потому что понимаю свою плохость и страдаю от своей плохости". Но и таких очень мало.

А кто-то начинает менять картину мира так, чтобы "Я плохой" превратить хотя бы в "Я не плохой" (а в идеале - в "Я хороший"). И тогда человек начинает отрицать очевидное. Интересно, что самые высокие из тех, кого несет по этому пути, даже понимают, что они отрицают очевидное. Но это мало что меняет - их всё равно несёт. Кроме отрицания очевидного, тот же компенсационный механизм проявляет себя в избирательности восприятия: человек видит одно и принципиально отказывается видеть другое.

Одна из причин снижения самооценки - ситуация, когда человека угрозами заставляют делать то, что делать для него неестественно - "изменять себе". Такая самоизмена запускает "Я плохой", а "Я плохой" включает всё те же защитные механизмы: человек искуссно доказывает себе, что делать, то что от него требует страх, хорошо и правильно, а то, что велит "внутренний голос" - плохо и неправильно. В скобках замечу, что жизнь наша сложная и устроена причудливо: бывает и так, что и такие искусственные построения ведут человека в правильном направлении; но это уже другая и очень большая тема - психологическая топология. Я же пишу об арифметике - с чего начинается самая элементарная психологическая грамотность.

События последних дней ярко демонстрируют действие этих психологических законов. Вдруг обнаружилось, что те, кому подавляющее большинство РФ апплодировало, за кого болело, а многие и восхищались, стали убийцами нескольких сотен совершенно невинных людей. Да, без умысла. Но не вполне ведь и случайно - безмыслие и наплевательское отношение к человеческой жизни сыграли здесь не последнюю роль. Но дело не в этом. Дело в том, что они наши. А значит и мы убийцы.
А значит - и я убийца. Вот этого терпеть совершенно невозможно! Этого просто не может быть!!

Что тут началось, вы знаете. Самые низкие закричали про пиндосов и укров. Нет, виноват - это еще не самые низкие. Самые нашли другие слова: "Нечего было летать в нашем небе". Но это как раз неинтересно.

Интересно, что стало происходить с высокими. "Надо дождаться выводов комиссии, надо во всем разобраться". Звучит очень разумно, если бы не одно обстоятельство: в чем здесь разбираться и что может найти комиссия, кроме того, что известно сейчас? И главное, если даже предположить невероятное - что самолет разорвала не пущенная с земли ракета, а случайно уроненная стюардессой бутылка с минералкой - ну, вы же знаете качество этих малазийских боингов - или даже не бутылка с минералкой, а бомба неведомых террористов, подложенная кому-то в багаж, что это меняет в сути дела? А если бы ракета прошла мимо? Это же ничего в СУТИ дела не меняет. А что меняет в сути дела, был ли этот Бук добыт у украинцев в виде трофея или пришел из России? Допустим (хотя это не так), что это трофейный Бук. Но ведь и это ничего в СУТИ дела не меняет. Наши-то всё равно убийцы. А значит и я. Суть-то простая.

Но не меняют все эти гипотетические и фантастические по своему правдоподобию обстоятельства только с точки зрения логики. А логику страшная гибель Боинга отключила полностью даже у самых лучших, у самых высоких наших людей. И место логики заняла эмоция.

Я знаю несколько прекрасных и очень умных людей. Совершенно не крымнашевцев - наоборот.  Абсолютно нормальные люди. С развитым гражданским чувством. Трезво и здраво мыслящие. Некоторые из них самоотверженно исполняют то, что считают своим гражданским долгом, и в самом деле делают большую работу. Они всё понимают - а что тут можно не понимать? Но они не хотят ЭТОГО понимать - понимание причиняет им боль, режет по живому. Мало того - они видят и свое эмоциональное неприятие реальности, и его алогичность. Но ничего не могут с собой поделать. Больно!

Чем им можно помочь?

Можно рассказать, что прятать голову в песок, как говорят психоаналитики, вытеснять эту боль - занятие очень вредное и для личного психического здоровья, и для здоровья общества в целом.

Можно рассказать, что единственное лекарство здесь - это работа осознания (христиане называют ее покаянием).

Можно рассказать, что в них есть нечто такое, что испачкать невозможно и что делает любого человека по определению хорошим и ценным - будь он самым последним чикотило или даже самым последним гитлером. Но попробуй рассказать  жертвам гитлеризма, что и в Гитлере было человеческое начало! Кто станет слушать? Я и сам бы ни стал.

Все эти рассказы хороши, когда не фантанирует эмоция, когда не задеты важные "жизненные центры" души. А когда человек возбужден, тут говори не говори...

В общем, как закончил одно из своих писем шоломалейхемовский Тевье-молочник, "Знаете что, пане Шолом-Алейхем? Давайте поговорим о более веселых вещах. Что слышно насчет холеры в Одессе?"
Previous post Next post
Up