Потомки строителей Китайско-Восточной железной дороги бережно собирают и хранят воспоминания и документы о своих родителях, дедушках и бабушках, живших в «счастливой Хорватии». Именно так - по имени главы КВЖД генерала Дмитрия Хорвата - называли поселенцы русскую колонию. КВЖД стала символом русского присутствия в Китае, и память о России в этих краях жива до сих пор. Об этом шла речь на круглом столе «Дорога и судьбы» в Доме русского зарубежья.
«Сшить» европейскую Россию с Дальним Востоком
Строительство Китайско-Восточной железной дороги началось 125 лет назад. Проект КВЖД родился в рамках Транссибирской магистрали - Транссиба, создание которого началось несколькими годами раньше, в 1891 году. Эта крупнейшая в истории железнодорожная магистраль между Челябинском и Владивостоком должна была «сшить» европейскую часть Российской империи с Дальним Востоком.
На рассмотрение правительства были представлены два варианта строительства железной дороги. По первому она должна была пройти из Забайкалья вдоль Амура и российско-китайской границы до Хабаровска. А вот второй вариант позволял сократить путь сразу на 1000 километров. В этом случае магистраль должна была идти от Забайкалья в Уссурийский край через китайскую Маньчжурию. Таким образом Россия получала кратчайший выход к Тихому океану.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ КВЖД, вход в Хинганский тоннел, 1905 г. Фото: Наука и религия