Александр Веракса: Наши дети успешнее многих своих сверстников в других странах

Feb 10, 2021 14:32


Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносов, доктор психологических наук Александр Веракса стал лауреатом премии Президента РФ для молодых учёных за 2019 год. Его образовательные методики используют не только в России, но и во многих странах мира. «Русский мир» поговорил с учёным об особенностях развития современных детей.

- Вы стали лауреатом премии Президента РФ для молодых учёных за 2019 год - за исследование когнитивного и эмоционального развития детей и проблем успешности обучения. Какие цели Вы ставили в этом исследовании? Что было необходимо понять и узнать?

- Это был целый цикл исследований, который направлен на то, чтобы понять особенности развития современных детей. Мы очень много говорим о том, что современные дети отличаются от тех, которые были раньше, но утверждать это можно, только опираясь на факты.

Важный момент нашего исследования - в нём участвует ряд регионов, а также дети, которые являются носителями разных языков, помимо русского, и проживающие в различном социальном окружении. Это как раз даёт нам представление о том, как разворачивается сегодня детское развитие в нашей культурно разнообразной стране и что мы, взрослые, в первую очередь родители и педагоги, можем сделать для того, чтобы это развитие происходило гармонично.



В ходе исследования мы смотрим на самих детей - на их когнитивное и эмоциональное развитие. Традиционно, конечно, больше внимания уделяется когнитивному развитию, поскольку оно связывается с дальнейшей академической успешностью детей. Но мы видим, что сейчас именно сложности в эмоциональном развитии выходят на первый план, особенно в школе.

Для нас также большой интерес представляет степень влияния педагога на детское развитие. Здесь мы следуем культурно-исторической психологии, которую основал выдающийся профессор Московского университета Лев Семёнович Выготский. И мы можем с уверенностью сказать, что особенности взаимодействия педагога с детьми оказывают решающее влияние на развитие ребёнка.

Я хотел бы подчеркнуть еще один важный момент, связанный с детским развитием. Он заключается в том, что возможности ребёнка огромны. По ряду аспектов дети дошкольного возраста не уступают в мышлении взрослым. Понять эти возможности чрезвычайно важно, если мы хотим выстроить эффективную поддержку детского развития.

- То есть в этой цепочке - семья, социальное окружение, те же соцсети и школа - у учителя всегда есть приоритет в воспитании? Его влияние будет определяющим?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ



Фото: Минпросвещения России

дети, Наука, Образование

Previous post Next post
Up