Россия, сто лет спустя

Sep 21, 2017 12:01


Американский искусствовед Уильям Брумфилд по заданию Библиотеки Конгресса США ещё в середине 80-х подготовил первую выставку фотографий пионера цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского. Сейчас он работает над книгой, в которой снимки дореволюционной глубинки авторства Прокудина-Горского будут соседствовать с фотографиями тех же мест самого Брумфилда.
Будущая книга американского профессора - не просто фотоальбом, построенный по популярному принципу «было/стало». Он будет дополнен обширным историческим и искусствоведческим комментарием. По словам Брумфилда, который почти полвека изучает русскую архитектуру и в России проводит треть года, для него важно было рассказать о культуре, которая существует вопреки историческим обстоятельствам и всегда воскресает.


У. Брумфилд в Суздале. Фото: А. Коркка
Эпизоды книги Уильям Брумфилд с начала этого года публикует  на сайте международного проекта RBTH (Russia Beyond the Headlines). Книга целиком должна выйти из печати осенью следующего года.
- Как возникла идея переснять заново фотосюжеты Прокудина-Горского?
- Начну с самого начала. Я начал заниматься коллекцией снимков Прокудина-Горского еще летом 1985-го года по приглашению Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, где находится эта коллекция. В Библиотеке Конгресса знали о значимости коллекции Прокудина-Горского, ведь за несколько лет до этого вышла книга о ней, и она произвела фурор, и там искали человека, который мог бы поработать с этой коллекцией с научным подходом. За два года до этого вышла моя большая книга о русской архитектуре с моими же фотографиями («Золото в лазури: Тысяча лет русской архитектуры»), поэтому меня и  пригласили.
Тут сошлось то, что я не только учёный, но и фотограф, а кроме того, занимаюсь русской архитектурой и видел многие из тех мест, которые запечатлел Прокудин-Горский. Мне предложили сделать первую выставку фотографий Прокудина-Горского в Библиотеке Конгресса. Почему первую? Потому что автор никогда не выставлял свои произведения, а только показывал или публиковал. Я подготовил выставку, и она открылась в 1986 году, потом и другие музеи брали в свои залы эту выставку. Я выбрал 80 фотографий, эти снимки были напечатаны на фотобумаге - кстати, процесс был очень сложным, ведь у Прокудина-Горского были только негативы.
В те годы ко мне также поступило предложение сделать свою книгу работ Прокудина-Горского в историческом контексте с моими фотографиями. Но книга не получилась, в том числе по финансовым причинам. И всё же я многое сделал к тому моменту. Спустя 30 лет идея о книге возродилась, и сейчас я ей занимаюсь. Конечно, за эти годы диапазон тех мест, где бывал Прокудин-Горский и я бывал, сильно вырос, у меня накопилось огромное количество снимков этих уголков. Это будет большая 500-страничная книга-сравнение, в которой я с искусствоведческой точки зрения рассмотрел фотосюжеты Прокудина-Горского и те изменения, которые произошли с обликом, в первую очередь, архитектурных сооружений. И в этом её принципиальная новизна и отличие от других подобных опытов, ведь фотосравнения с использованием коллекции Прокудина-Горского до меня делали многие. Но в основном в этих опытах применялся географический подход - что было у Прокудина-Горского и что на этом месте сейчас.
- Что Вы имеете в виду, говорят об искусствоведческой точке зрения. То есть Вас в данном случае больше интересует Россия, изменившаяся за это столетие, чем, собственно, снимки Прокудина-Горского?
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Культура, История, архитектура

Previous post Next post
Up