Русские в Бразилии: «Мы не в изгнании, мы в послании»

Apr 05, 2017 11:02



Православная община Благовещенского храма (ныне принадлежит Русской православной церкви) в Сан-Паулу появилась в середине 50-х годов прошлого столетия. Её составили эмигранты, прибывшие в Бразилию из Харбина. 10 лет журналист Светлана Поливанова собирала материалы об этом необычном храме и его прихожанах, итогом работы стала её книга «Вера в опале».
Русский храм возле монумента Независимости Бразилии
Удивительна история Благовещенского храма. Она начинается в 1892 году. Тогда после паломничества в Иерусалим и молитвы в Гефсиманском саду португальский священник Жозе де Алмейда Силва, останки которого покоятся сегодня в самом храме, решил обосновать монастырь Благого Пастыря, при котором со временем был создан Институт для трудных подростков и садовая часовня. Место для монастыря выбрали уединённое, на холме - тогда это был пригород Сан-Паулу, историческое место, где в 1822 году была провозглашена независимость Бразилии. Отец Алмейда умер в 1918 году, ещё некоторое время часовня была открыта для желающих помолиться, но в 1924 году была закрыта.


Благовещенский храм в Сан-Паулу. Фото: patriarchia.ru
Новый этап развития церкви связан с прибытием в Сан-Паулу священников византийско-славянского обряда. Специальная группа священников-иезуитов была сформирована по прямому указанию Ватикана и Высшего генерального ордена иезуитов. В это время  в Бразилию из Китая хлынула волна переселенцев, в основном, русских, которые были вынуждены эмигрировать после прихода к власти коммунистов.
Сегодня можно много рассуждать на тему прозелитизма католиков в отношении православных, но факт остаётся фактом. Храм стал для переселенцев местом, где их всегда ждали и помогали. В эти годы были открыты Институт святого Владимира и Институт святой Ольги для мальчиков и девочек из русских семей. Как  считает прихожанка храма Екатерина Лавдовская, Бразилия действительно стала для многих русских второй Родиной.

Читайте также: Русское православие в Перу: возрождение общины

Особую роль в жизни беженцев сыграл отец Иоанн Штойссер, много лет служивший в Благовещенском храме. Думается, его служение было очень непростым. Храм был католическим, но служили в нём в православной традиции. Отец Иоанн являл собой, как вспоминают прихожане, пример аскетической жизни, был воплощением любви и всепрощения. Нет точных данных, были ли его в роду русские корни, но Россию и русских он очень любил. В последние годы жизни ездил в паломнические поездки в нашу страну, мечтал побывать в Дивеево. А когда умирал, просил прихожанку храма Анну Григорьевну Шенгерей-да-Кунья не оставлять  храм, который считал своим домом, и хранить православную веру. Нарушить данных иезуитскому ордену обетов он не мог, но за годы служения всем сердцем полюбил православие.
После смерти в 2004 году отца Иоанна прихожане остались без пастыря. Приходили многие священники из других юрисдикций, но Людмила Ла-Неве, которая, по сути, все эти годы выполняла функции старосты, не спешила с принятием решения. За эти годы к храму пристроили большое светлое помещение для трапезы,  раз в месяц прихожане собирались на богослужение. Понятно, что содержание храма стоило многих усилий, материальных и физических. И в этом, несомненно, огромная заслуга Людмилы Григорьевны.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Бразилия, Диаспора, Харбин, православие, Религия, История, эмиграция

Previous post Next post
Up