Центр адаптации и обучения детей беженцев появился в Москве 20 лет назад, в 1996 году, когда в столицу хлынул поток беженцев из Чечни, а в московские школы перестали принимать детей без регистрации. Тогда инициативная группа - в основном студенты-гуманитарии - решила на общественных началах обучать детей, в том числе и русскому языку.
Первой была Анна Вершок: в комитет «Гражданское содействие», чьим проектом является Центр адаптации, беженцы приходили семьями, и пока сотрудники работали со взрослыми, Анна общалась с их детьми. Она быстро поняла, что этим детям будет трудно в общеобразовательной московской школе, даже если их туда возьмут, и с этим нужно что-то делать.
Какие это дети
Хотя
сайт Центра и носит название «Такие же дети», дети эти, конечно, отличаются от обычных школьников. Они напуганы, недоверчивы, неохотно идут на контакт, психологически травмированы. По нескольку лет не были в школе. Многие почти не говорят по-русски.
Предметы
Русский язык - первый «лежачий полицейский» для детей-мигрантов, без него обучение в государственной школе невозможно. Волонтеры центра начали именно с этого: помогали детям преодолевать языковой барьер, говорить и понимать по-русски. На каждой из программ центра - свои задачи, связанные с освоением русского языка.
В программе «Длинный день», предназначенной для дошкольников, преобладает игровая форма, здесь дети вовлечены в коллективный процесс, а основная задача - первичный «вход в язык», преодоление языкового барьера. Программа «Школа на коленке» помогает освоить русский язык в объёме, необходимом для поступления в школу.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ