Важнейшим событием, за которым следит весь православный мир, должен стать Святой и Великий Собор Православной Церкви. Он призван продемонстрировать единство перед лицом сложнейших вызовов XXI века, многие из которых носят цивилизационный характер, испытывают на прочность традиционные духовные и моральные ценности. К великому сожалению, по мере того как приближается ранее объявленная дата его открытия - 18 июня 2016 года, - нарастает и тревога как за успех его работы, так и за единство православного мира.
Сложности в подготовке Всеправославного собора исторически во многом отражали весьма неоднозначные отношения между Константинопольским патриархатом и Русской православной церковью.
Русь крестилась уже после последнего Вселенского собора, когда Византийская империя была и самым передовым цивилизационным центром, и настоящей столицей христианства, оставляя Рим далеко позади. Приняв крещение от Константинополя, наша церковь существовала в качестве Русской митрополии с центром в Киеве, которая являлась северной периферией канонической территории Константинопольского Вселенского патриархата. Из-за позднего своего учреждения Русская церковь занимала в диптихах - списках для литургического поминовения - далеко не самое почётное 61 место.
Первые епископы и священники - вначале это были греки - поставлены были из Корсуня и самой Византии, и вся церковная организация Древнерусского государства находилась в руках Константинопольского патриарха. Но уже во времена монголо-татарского господства над Русью в Константинополе осознали полную бесперспективность назначения русских митрополитов без согласования с Москвой. Патриарший собор 1380 года постановил: отныне «на все времена архиереи всея Руси будут поставляемы не иначе, как только по просьбе из Великой Руси».
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ